Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (834) → Архимандрит Савва (Мажуко): Правильная духовная жизнь

Архимандрит Савва (Мажуко): Правильная духовная жизнь

№33 (834) / 1 сентября ‘15

Свет невечерний

Здравствуйте, друзья мои!
Как часто мне приходилось встречать в храме людей, которых привело к Богу большое горе. Я бы даже сказал, что таких людей среди наших верующих большинство. Человек растерян, напуган болезнью ребенка, утратой или страшными неприятностями. И бывает так, что единственное лекарство, единственное исцеление от ран, которые наносит нам наша жизнь, – это только Церковь.

Мы бросаемся в Церковь, как к последней пристани, к последнему врачевству, когда уже идти некуда. И что советуют священники простым людям, которые выросли в Советском Союзе, не получили религиозного воспитания, не слышали наставления священников, ни разу в руках не держали Священное Писание? Мы, священники, всегда советуем самое сильное врачевство, которым владеем, – Исповедь и Причастие.

Я думаю, что каждый из вас может вспомнить первую встречу с батюшкой, первое наставление и первый вопрос, который мы вам задаем: «Когда вы исповедовались и причащались последний раз?» Именно с этого начинается разговор со священником и путь вхождения в Церковь, воцерковление, и здесь же кроется первая ошибка воцерковляющегося человека. Очень просто и естественно воспринять опыт церковной жизни как разновидность одного из многочисленных путей, видов магии, которые окружают нас повсюду (даже труд врача в какой-то степени магия).

Но если вдруг случилась беда или вам сказали, что на вас навели порчу, что-то случилось с детьми, совсем расстроилось здоровье, или вы потеряли работу, или это все вдруг пришло сразу вместе и сковало сердце страхом, а волю парализовало, то вы воспринимаете опыт Церкви как некую технологию, которая в конечном счете является магией: есть действие «лекарства», какой-то процесс, не совсем понятный: «Я его принимаю, следую предписаниям врача – и беда уходит». И в таком случае, если беда ушла, человек, получивший исцеление, выписывается из больницы. Так бывает и в церковной жизни: мы приходим в храм, слезно каемся на Исповеди, причащаемся – как будто бы все отступает, и, в общем-то, здесь делать, видимо, и нечего...

Так вот, друзья мои, хочу предупредить вас от этой ошибки – смешивания веры и магии. В Церкви есть своя духовная жизнь, и это самая большая радость, которой каждый верующий хочет поделиться с тем, кто приходит в церковную ограду; это самое большое не врачевство, а чудо, которое происходит с человеком, – встреча с Живым Богом.

Вы ведь причащаетесь – и вам становится легче, в храме дышится как-то по-другому, беды проходят – и вы успокаиваетесь. Церковь действует на нас, действительно, как врачевство, как лекарство. Но это ведь еще на все! В церковной жизни есть магия, но она (церковная жизнь) не сводится только к магии, потому что, если вы уж переступили порог церкви, хорошенько расспросите священника о том, что такое духовная жизнь, что это значит пребывать в Церкви, молиться Богу.

Есть некоторые моменты духовной жизни, которые помогают вам приобщиться к этой большой совокупной радости, охватывающей целую жизнь.

Первый момент, который следует усвоить, – это молитва. Всегда, когда я произношу слово «молитва», делаю оговорку, потому что наш человек воспринимает это слово магически: «Батюшка, какую молитву прочитать, чтобы ребенок поступил в институт?» «Батюшка, какую молитву посоветуете, чтобы муж не изменял и бросил пить?» Человек, который произносит подобный вопрос, имеет в виду некоторый текст, таинственный, непонятный, но эффективно работающий.

Тексты молитв действительно чудесны: они оживляют душу, они обладают, если угодно, магическим действием, но молитва не сводима только к магии, потому что она есть общение с Живым Богом, и с этого нужно начинать.

Священник посоветовал вам помолиться, но вы должны знать, что молитва – это личный опыт Богообщения, событие встречи с Богом. Сам текст (а некоторые молитвы могут быть древними, написаны древними отцами, святыми людьми) только побуждает меня к своей собственной молитве, он провоцирует событие Богообщения, обращения к Богу, он помогает мне приобрести правильное настроение, он заражает этим правильным настроением. И в этом смысле всякая молитва – это огромный труд, ответственность, работа. Нельзя свести молитву к какой-то схеме: ты прочитал текст – и все произошло. Еще раз повторю, это очень большая духовная работа, и, если вы стали верующим человеком и вступили в храм Божий, не отказывайтесь от этой работы, потому что она приносит подлинную радость. Это очень интересно, ты по-другому чувствуешь себя, когда вдруг однажды переживаешь этот ни с чем не сравнимый опыт предстояния перед Очами Божиими, задавая и себе вопрос: «К кому я в данный момент обращаюсь, кто Они, кого я называю Господь, Отче, Царица Небесная?» И вдруг ты понимаешь, что Они слышат вас и вы стоите перед Их глазами. И вот это уже событие личной встречи, это и есть сердцевина самой молитвы и духовной жизни; не просто магия молитвы, но личное событие, потрясающее, меняющее вас изнутри; событие, которое убивает все страхи и тревоги, парализующие и разрушающие нашу жизнь.

Другой очень важный момент – это чтение Священного Писания. Есть два важных момента духовной жизни христианина – молитва и чтение Священного Писания. Без них никак нельзя. И опять же читаем Священное Писание не магически. Я знаю людей, которые, чтобы принять правильное решение, наугад раскрывают Библию на любой странице, тыкают пальцем, читают и пытаются расшифровать фразу, которую случайно нашли. Это магия, а Священное Писание не для этого создано.

Говорят, бесы трепещут, когда читают Псалтирь, когда звучит Священное Писание: это освежает душу, но оно рассчитано прежде всего на наше понимание, а работа над пониманием Священного текста – это очень трудный путь, это большая, напряженная, многолетняя работа, и к ней нужно себя подготовить, но она же приносит и необыкновенную радость приобщения к Божественному Откровению.

Молитва – это путь к Богообщению, изучение Писания – это путь к Божественному Откровению. Вот два столпа духовной жизни, поэтому, друзья мои, не обедняйте свою церковную жизнь, не сводите ее к магии, но позвольте себе быть мудрыми, позвольте себе приобщиться к святоотеческому опыту, который зиждется на опыте молитвы и чтении Священного Писания.

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс