Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (833) → Протоиерей Андрей Канев: О страхе Божием и о любви Божией

Протоиерей Андрей Канев: О страхе Божием и о любви Божией

№32 (833) / 25 августа ‘15

Уроки Православия

Страх Божий становится для грешника удивительным лекарством, которым человек может исцелиться от страстей и уготовить себе блаженную участь в вечности. Пример тому – судьба Константина Николаевича Леонтьева: благодаря именно такому страху он смог освободиться от тяготеющих над ним соблазнов, а после захотел образумить других людей. Он призывал их испугаться за свою вечную участь, не увлекаться, в ущерб своему спасению, многими заботами о жизни земной, чтобы ими не заслонить от себя саму мысль о вечности.

Леонтьев призывал современников задуматься о грозящей гибели – пока не поздно, обратиться на путь спасения! Но для начала – испугаться, пусть даже грубым животным страхом, поскольку и он способен встряхнуть человека и заставить его одуматься. Благодаря страху человек оказывается способен познать свое ничтожество, почувствовать зияние гибели, узреть духовными очами ту пропасть, ту «бездну», которая вернула к познанию живого Христа многих и многих грешников. И сам Леонтьев опытно познал, что страх Господень, есть, по слову прп. Исаака Сирина, «кормчий души и источник жизни, что он просвещает душу, что он истребляет лукавство, что он есть – вершина познаний; и где нет его, там не найти ничего доброго».

В христианстве страхом Божиим принято называть то действие благодати Святого Духа, которое дарует человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Но здесь важно уточнить, что понимают под страхом Божиим святые отцы, и что понимаем под страхом в обыденной жизни мы.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Страх бывает разный, так нас учат святые отцы: животный, мы все ему подвержены, это определенная инстинктивная реакция человека на какую-то опасность, экстремальную обстановку. Например, в воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной войны они все пишут, что все боятся. А героизм – это как раз преодоление этого страха. И на войне, конечно, у человека появляется страх. И преодоление, перешагивание через этот страх, как раз и есть героизм. Но это страх законный – взрывы, серьезные опасности, риск, вид смерти своих товарищей… Человек боится – это понятно.

Бывают страх от грехов, от печали – когда человек боится за своих детей, например, боится за свое будущее: за свое имущество, за свое благосостояние – это страх от сребролюбия истекает. Страх перед начальством произрастает из страсти гордости. Взять любую страсть: она, с одной стороны, пытается удовлетворить нас, дать какое-то незаконное наслаждение, а с другой стороны – подстегивает нас кнутом в виде страха, чтобы мы боялись потерять свое ложное сокровище, которое дает нам страсть.

А когда мы говорим о страхе Божием – это совершенно другое понятие, из другой области. И мы, прежде чем приступить к изучению этого понятия, к покаянной жизни, должны отречься от опыта, который у нас есть.

Страх Божий – это не страх животный и не страх печали или сребролюбия. Это нечто другое – это духовное понятие.

Говорить о страхе Божием и о любви Божией мы будем, конечно же, не от себя, а опираясь на одноименную статью свт. Игнатия (Брянчанинова), в которой он поясняет, что чувство страха пред Богом нельзя понимать в грубом обманчивом понимании какого-то животного бессознательного страха.

Это одно из возвышенных чувств, которые доступны христианину, но подробно рассматривать его святитель в начале статьи не торопится. Свое слово он начинает с размышлений не о необходимости приобретения страха Божия, а об опасности приобретения преждевременной любви. Он пишет: «Некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, что она и есть Бог, начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви… и растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. Но Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной благодатью». А потому рассуждать о любви прежде страха святитель считает занятием душевредным.

Протоиерей Андрей Канев: – Мы должны говорить об этих понятиях одновременно, поскольку и страх Божий, и любовь Божия взаимосвязаны между собой. Поэтому, говоря о любви Божией, но не имея страха Божия в себе и не имея ни такого опыта, ни даже понятий, мы не придем к любви Божией.

Отсюда мы и должны исходить. Какая цель разбора этих понятий, покаяния и христианской жизни? Достижение Царствия Божия, приближение к Богу, Который есть любовь, любовь к Богу.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс