Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Недавно мы вспоминали, как произошло обращение к вере Константина Николаевича Леонтьева – великого русского философа и писателя. Умирая от внезапно постигшей его болезни, он молил Божию Матерь о помиловании, о дарования времени для исправления жизни и был исцелен. И его жизнь действительно изменилась! Прежде Леонтьев постоянно искал радости и наслаждений, а после исцеления стал искать спасения – в вечности. И произошло это потому, что Константин Николаевич по-настоящему испугался: как писал он в одном из писем «пришла, наконец, та неожиданная минута, когда я почувствовал незнакомый мне дотоле ужас, а не просто страх – одновременно и ужас греха, и ужас смерти. Прежде я ни того, ни другого не знал, а теперь я стал бояться Бога!».
Но удивительно не это, а совсем другое. То, что в православной России переживания и перемены Леонтьева многие не просто не поняли, но даже осудили. Причем не неверующие люди, каких в нашем Отечестве и в те времена было немало, – нет! Страх загробного воздаянии Леонтьева показался лишенными христианской благодати будущему митрополиту Антонию (Храповицкому), а о. Георгий Флоровский писал, что «Леонтьев весь был в страхе, и был странно уверен, что от радости люди забываются и забывают о Боге. Он точно не знал, что можно радоваться о Господе и что «любовь изгоняет страх».
Подобная позиция осуждения страха и воспевания любви близка и многим нашим современникам. Но насколько она согласуется с учением Церкви? Об этом мы будем говорить с протоиереем Андреем Каневым.
Полтора вера назад Константин Николаевич Леонтьев так описывал «розовое христианство» своих современников: «Гуманитарное лжехристианство с одним бессмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом – без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди «страха Божия и веры»; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения… – такое христианство есть все та же революция, сколько меду она ни источай. Но при таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем… Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно»… Об этом пишет священник Кирилл Зайцев в статье «О страхе Божием» – в ней много говорится и об обращении Леонтьева и о спасительности и необходимости такого страха для каждого христианина. Ибо страх Божий является первой ступенью лествицы послушания, а любовь есть высшая ступень этой лествицы… Но часто в наши дни можно наблюдать за тем, что современные христиане эту позицию не разделяют. Им гораздо ближе другая позиция, согласно которой «Бога надо просто любить, а бояться Его не нужно». Или что «к Богу можно идти двумя дорогами – и дорогой страха, и дорогой любви» – как бы каждый может выбирать сам свой путь. И потому «не надо никого пугать страхом Божиим» – кричат сторонники любви на различных православных форумах. Ну чем не «розовое Православие»? Поэтому мы решили подробно обсудить тему страха Божия и любви Божией.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Почему мне показалось важным поговорить именно об этих понятиях? В основе духовной жизни (и каких-то ее попыток), у человека должны быть правильные ориентиры.
Понятие о страхе Божием должно быть у человека в самом начале. Что думает о страхе современный человек, приходя в храм, зачем нужен страх? Конечно, мы все скажем, используя наш жизненный опыт, скажем, что страх – это что-то негативное. Человек испугался лающей собаки, начальника, который грозно на него посмотрел, дефолта или надвигающегося экономического кризиса, или посмотрел на ночь какой-нибудь ужасный фильм, и ему что-то приснилось страшное. Ему страшно за своих детей, страшно за свое будущее. У нас жизнь очень часто «окрашена» разными страхами. И, когда человек приходит в Церковь, он слышит слова Священного Писания, что премудрость должна основана быть на страхе Божием, что страх Божий должен быть, он слышит это в проповедях, в молитвах, в чтении. И человек недоумевает, ему хочется любви. Приходит он и говорит: «А где же любовь? Где она есть? Вы говорите о страхе, о покаянии, о любви надо говорить, это то, что нам сейчас нужно».
Понятно, что здесь мы сталкиваемся с важным недоумением: человек приходит в храм, в Церковь, к вере, – но приходит с «рюкзачком» своих понятий. И, вынимая из него посреди храма свои ложные сокровища, он через них начинает оценивать духовную жизнь. И не удивительно потом, что человек ошибся. Когда он начинает сталкиваться с реальными проблемами в духовной жизни, с реальным трудом, с необходимостью этого труда, человек не движется. Порой, бывает, отходит от веры и даже уходит из Церкви.
Почему? Потому что пришел не за тем. Он слышит, что Бог есть Любовь, но под любовью он понимает что-то свое – возможно, что-то душевное, какие-то из жизненного опыта взятые чувства или опыт свой применяет. И, конечно, он здесь ошибется. Поэтому, если мы говорим о школе покаяния, вообще о необходимости каяться, то конечно, давайте поговорим о страхе Божием.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.