Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Эпистолярные наставления русских учителей нашей Святой Церкви – драгоценнейшие зернышки духовного сокровища, необходимого для жизни вечной. Афонские подвижники XIX века настоятельно утверждают: «Спастись и теперь можно», «Если хочешь спастись, то храни...». А вот что «храни», что «имей» и указывается в эпистолярном наследии святых отцов. Мы предлагаем вашему вниманию книгу, включившую в себя письма учителей Русской Церкви: святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Платона (Левшина), митрополита Трифона (Туркестанова) и архимандрита Тихона (Агрикова). Подвижническая жизнь этих отцов Церкви отражается в их письмах, изучив которые, профессор Московской духовной академии Константин Ефимович Скурат составил очередной свой душеполезный труд под названием «Алфавит духовный».
Первым в этой книге стоит «Эпистолярное слово святого праведного Иоанна Кронштадтского».
Как отмечает составитель, «отец Иоанн, обращаясь к своему постоянному адресату – настоятельнице Иоанна-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (Солоповой), пишет: «Матерински доброе и умное письмо твое я получил и с совершенным удовлетворением прочел. Прочел и всегда читаю твои письма с духовным интересом, наперед зная, что в них нет ни одного пустого слова». Почти то же, по мнению автора, можно сказать и о письмах самого батюшки: отечески добрые, умные, они всегда читаются с духовным интересом и пользой.
Как отмечает автор, письма святого праведного Иоанна многогранны по своему содержанию, касаются разных тем, как сугубо духовных, так и житейских – злободневных, представляющих существенный интерес в данное время. В них он и утешает, и сетует, и советует – мирянам, пастырям, избравшим монашество, и пастырски участвует в судьбах людей, в делах государственных своей Отчизны и братьев славян... В них нет отвлеченности, оторванности от жизни или просто желания явить себя непогрешимым учителем, стяжать земную славу. Цель одна – помочь спастись...
Да, праведник живет в праведности. В его письмах нет ничего лишнего; даже те сообщения или указания батюшки, которые касались вопросов преходящих, имели и имеют значение немалое.
Да, среди «временного» немало осталось вечного... Не ставя перед собой цель представить это «вечное» в строгой системе, автор предлагает читателям несколько духовных жемчужинок, которые он выписал дословно из писем богопросвещенного пастыря. Вот одно из них, посвященное Великому посту: «Наступило время Святой Четыредесятницы, данное нам милостью Божией для благодушного подъятия подвига постного. Но – какой пост угоден Богу? Есть пост, только приятный врагу нашего спасения, когда мы постимся в ссоре, ябедах, клеветах, в осуждении ближних и подобное! Будем «поститься постом, приятным Богу; истинный пост есть избежание всякого зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отчуждение лжи и клятвы преступления». Избежание всех этих грехов есть истинный пост и благоприятный. Запомните это и, главное, – исполните».
«Сколько любви оказал страждущим, скольких исцелил, направил на истинный путь, скольким дал возможность облегчить свое положение, скольким трудящимся приходил на помощь; сколько людей, благодаря ему, стали приносить пользу ближним и себе», – говорил в 1908 году на девятый день кончины кронштадтского пастыря епископ Трифон (Туркестанов). В этих словах усматривается не только святой пастырь Иоанн, но и сам проповедник, говоривший в похвалу только что почившего батюшки. Это понудило автора начать сообщение о епископе Трифоне по его письмам сразу же после речи об эпистолярном наследии отца Иоанна.
«Искренний богомолец» – так именует себя сам митрополит Трифон. Свои письма он обычно завершал словами: «Ваш грешный богомолец», «Ваш смиренный...». Или полнее: «Ваш искренний богомолец, убогий и болящий старец». «Искренний» – значит «чистосердечный», то есть человек, имеющий доброе сердце, доброе расположение, светлое внутреннее устроение и являющий его в честных делах. Православная Москва знала и помнила святителя Трифона как великого молитвенника. Владыка молился и в пути, и дома, и когда держал перо в руке, извещая духовных чад о своих невзгодах, нелегкой старости. Святитель молился и учил молиться. Он оставил нам – и на вечные времена – составленные им молитвы. И, конечно же, письма, которых, к сожалению, осталось очень мало. Но автор надеется, что начатое им исследование продолжит молодое поколение историков и богословов.
Ну а сам переходит к письмам святителя Платона (Левшина). Его эпистолярное наследие – драгоценный кладезь полезных и интересных разговоров, размышлений о себе самом, о своей жизни, о современном положении Святой Церкви, о соблюдении ее чести, о добрых служителях Божиих и нерадивых, о хороших христианах, о духовном образовании... Святитель следит за изданием различных сочинений, говорит о своих литературных трудах... Сам молится и просит у других их святых молитв за него... Замечая недостатки, глубоко скорбит и старается их исправить... Все свое упование возлагает на Бога...
Завершает данное издание исследование писем архимандрита Тихона (Агрикова). Находясь в вынужденных временем большевизма переездах, отец Тихон не порывал связи со своими духовными чадами, глубоко сопереживавшими его скорби. Письма шли к ним одно за другим. Но, к великому сожалению, опубликовано их совсем немного – к отдельным лицам. Хочется надеяться, пишет автор, что бережно хранящие их получат какое-то повеление (может быть, самого батюшки) обнародовать их. Ведь письма старцев– это то духовное сокровище, которое не только адресатам дорого, оно нужно многим.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.