Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Счастье в семейной жизни

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Счастье в семейной жизни

№26 (827) / 14 июля ‘15

Архипастырь

Что такое счастье?

– Это непростой вопрос. Счастье – это быть частью идеи, близкого человека, общего дела и устремленности, когда все крутится не только вокруг тебя, а когда ты сопричастен кому-то или чему-то. Монахи тоже счастливые люди – хотя не причастны к семейной жизни, они сопричастны к братству, монастырю, они часть Церкви, общины. Семья может состоять не только из мужа и жены, но, например, из матери и сына, бабушки и внучки. Два человека – это уже семья. Мы все волей-неволей живем в какой-то семье, и важно найти принципы жизни, правильное устроение, ориентиры, которые помогали бы нам правильно выстраивать семейные отношения, даже если они всего лишь между двумя людьми.

Семья – это семь «я». Я был однажды в одной семье, состоящей как раз из 7 человек – мужа, жены и 5 детей. Сейчас у них появился шестой ребенок. Я был у них с маленьким визитом, дети сделали концерт. На холодильнике в их доме я прочитал надпись красного цвета, выведенную рукой, с заглавной буквы: «Здесь все служат всем». Это один из фундаментов и законов в любой обстановке: на работе, в монастыре, но особенно в семье. Как важно начать бороться со своим эгоизмом! Вся беда и проблемы в семейной жизни из-за того, что люди хотят, чтобы все крутилось вокруг них, чтобы служили им. Мы забываем последние слова Спасителя: «Я пришел не чтобы Мне послужили, но чтобы послужить».

Нужно почувствовать вкус радости не тогда, когда ты получаешь, а когда отдаешь. Старец Паисий Святогорец, прославленный в январе в лике святых, говорил: «Есть две радости: мирская и духовная. Мирская радость – это когда человек что-то получает (подарок, деньги, внимание). Это человеческая радость, но если ты этим поделишься, то можешь почувствовать и получить Божественную радость. Экспериментируйте, пробуйте узнать, что это такое». Я всем советую почитать труды старца Паисия; издана книга с его наставлениями «Семейная жизнь».

Семейная жизнь предполагает возможность послужить. Мне вспоминается общение с людьми, которые родились во времена, близкие к революционным событиям (их родители родились при царе). Они говорили, что, когда только появился телефон, было принято отвечать не «алло» или «я вас слушаю», как сейчас, а «чем могу быть полезен?». Какое потрясающее и располагающее начало для беседы – все во взаимной любви! Это фундамент всех человеческих взаимоотношений.

Отношения между двумя людьми – это отношения между двумя личностями, у каждой из которых свои интересы, мысли, свой взгляд. Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали, но говорить тихо, чтобы тебя послушали. Никогда не нужно орать, если ты хочешь о чем-то договориться на работе, в отношениях. Ор – это признак слабости, это говорит, что душа и сердце очень далеко, поэтому нужно кричать. Когда родные души вместе, то люди говорят даже шепотом, а иногда вообще молчат. Есть мудрое выражение: «Друг – это тот, с кем можно о чем-то помолчать». Близкий человек – это тот, с кем не обязательно о чем-то говорить. Кто-то из философов сказал: «Когда нечего сказать, не надо выдумывать!» Это и есть настоящая дружба и искренние человеческие отношения.

Резюмируя, можно сказать, что счастье – это жить в любви и самоотдаче.

– Совершенно верно. Жить жизнью другого человека, постараться стать частью друг друга – частью жизни, характера, проблем, радостей другого человека.

Вопрос телезрительницы: «Мой взрослый сын все время говорил о смерти. Он простыл, не ощущал себя нездоровым, и я не заметила, что он болеет. Когда он это почувствовал, в больнице у него признали воспаление легких, а через 4 дня он умер в реанимации от запущенной пневмонии. Не было никаких признаков болезни, но я не могу себе простить, что не заметила ее».

– Бог не есть Бог смерти, а Бог жизни, потому что у Бога все живы. Мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Кому и когда родиться для жизни вечной – это тайна. Это нетипичный случай, и вы не сделали ничего, чтобы усугубить болезнь и приблизить день его кончины. Порой болезнь бывает бессимптомная. Не нужно себя корить. Если симптомы невозможно было ощутить, человек, может быть, понадеялся на свои силы. Нужно надеяться на Подателя всех благ и вечной жизни – Господа нашего Иисуса Христа. В этом году 200 лет со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского, который говорил: «На Страшном Суде Бог будет искать не то, за что бы наказать человека, а то, за что бы оправдать его, лишь бы что-то доброе и верное нашлось за его душой».

Святитель Григорий Богослов сказал: «У супругов должно быть все сугубым и общим. У них должно быть все ярче, светлее, надежнее и возвышеннее, ведь радость разделенная – радость, умноженная вдвойне, а скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвойне», поэтому Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворю ему помощника по нему». Семейная жизнь (и вообще вся жизнь) предполагает взаимное служение. Мы живем не только сами для себя, а должны жить для кого-то. К этой идее подошло не только христианство; у древнего философа Сократа есть замечательное высказывание: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Если человек с настроем послужить живет в семейной жизни или только вступает в нее, тогда она будет иметь правильный фундамент.

Какой должна быть семья в идеале?

– Церковная и православная антропология говорит, что человек трехчастный (тело, душа и дух). Невелико стать одним телом, когда люди соединяются в брачном союзе, нужно умудриться стать одной душой и в одном духе – духе истины, веры, единого устремления служению Богу. Вне церковной жизни есть люди, которые стали одной душой: они понимают друг друга с полуслова и даже с полувзгляда, не чают души друг в друге. Но на это уходит большая часть времени.

Кто-то сказал: «Чтобы произнести слово «люблю», требуется несколько секунд, а на то, чтобы показать и доказать это, требуется целая жизнь». Поначалу происходит всплеск эмоций, а потом начинается повседневная жизнь с человеком, и не одним, ведь в семейной жизни присутствуют не только муж и жена, но и их родители, их дети – семь личностей все равно присутствуют в той или иной степени.

Не только одно тело, одна кровь и родство должно объединять нас, но в идеале должно быть объединение и в духе тоже. Бывает, что кто-то из супругов верующий, а кто-то нет. Порой рвется душа одного из супругов, когда единство в теле и в душе есть, а в духе нет. Это, конечно, большая трагедия, но здесь все зависит от мудрости, выдержки, долготерпения; мы не знаем, каков конец жизни человека, сколько времени ему потребуется, чтобы это зерно проросло. На подворье мы в теплице посадили помидоры, я спрашиваю садовницу: «Лена, скоро будут помидоры или нет?» Она отвечает: «Батюшка, только в конце июля». А мне помнится, что в апреле была рассада, и по моим подсчетам уже в июне поры бы начать есть плоды. Вот что значит человеческое нетерпение! Человек не понимает, что с брошенного в землю семени должно пройти какое-то время. Поэтому тактом, обходительностью, молитвой за мужа, жену, детей или внуков можно очень много сделать.

Кто-то сказал: «Слова назидают, но только лишь дела влекут». Апостол Павел говорит: «Если ваши мужья не приобретаются словом (то есть вы не можете их убедить), пусть они без слов будут приобретаемы для Царствия Небесного, когда они увидят ваше чистое богобоязненное житие. И пусть украшениями вашими будут не украшения в одежде, не золотые уборы, не плетение волос, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». Как это сейчас непривычно для нас! Кто сейчас из христианок обладает кротким и молчаливым духом? Это нечто невероятное.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Сегодня на проповеди вспомнилась мысль: «Бог по жизни посылает нам именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». Это может быть, если мы захотим, пойдем до конца, не бросим лечение, ведь часто бывает так, что человек начинает лечиться и бросает на полдороге. В этом и ответ, почему такой муж, почему такая строптивая жена, такие родители. Кто-то сказал: «Родители нам достаются слишком взрослыми, чтобы начать их перевоспитывать». Старец Амвросий говорил: «Старого учить, что мертвого лечить». Родители такие, и не надо никого подстраивать под себя. Начать нужно с того, чтобы самому измениться, и тогда другой начнет меняться, когда я дойду до определенной стадии созревания человечности, когда чуть-чуть приобрету кротость и смирение. Старец Паисий был отшельником, пещерником, жил на Афоне, телевизора не было, источники информации отсутствовали, но он имел знания о жизни и говорил: «Наша духовная жизнь должна быть похожа на жизнь космонавтов. Вы когда-нибудь видели, как запускается ракета? Идет обратный счет: 10, 9…3, 2, 1, 0 – и «Поехали!» Когда обнулится наша гордыня, только тогда наша духовная ракета полетит вверх». Как нам обнулиться – ведь мы все десятки и тузы?!

Вопрос телезрительницы из Беларуси: «Мне идет сороковой год, а мой молодой человек на 8 лет меня младше. Есть ли у нас шанс построить счастливую семейную жизнь?»

– А постарше не нашлось? Принято ровно наоборот, когда муж старше, а жена младше. Эту ситуацию нужно решать с местным священником, я не могу советовать, не зная вас лично и вашу ситуацию в жизни. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что разница в 5 лет в ту или иную сторону – это еще допустимо, но остальные случаи нужно решать в частном порядке.

Зачастую наши мужчины склонны перекладывать с себя ответственность на жену. Насколько это допустимо с церковной точки зрения?

– Вообще недопустимо: это рушит всю Божественную иерархию. В таинстве Венчания есть конкретные слова из Послания к Ефесянам: «Глава жене муж. Пусть мужья заботятся о своих женах, как о своем теле, потому что никто не ненавидит свою плоть, но питает и греет ее. И пусть мужья любят своих жен, как Христос возлюбил Церковь» – Христос отдал за Церковь жизнь. Апостол Павел призывает к тому, чтобы мужья были готовы отдать жизнь за своих жен. Еще сказано: «Жены да убоятся своих мужей». Они должны бояться потерять мужей, которые готовы за них отдать свою жизнь. В этом взаимное служение друг другу.

А если муж – нахлебник? Таких мужей нужно бояться?

– Муж хоть плохонький, да есть. Люди приходили к старцу Амвросию и говорили: «У меня муж пьет, бьет». Сейчас к этому можно добавить: «Не зарабатывает, сидит у телевизора, пьет пиво». Поводов начать жаловаться на своих мужей можно находить до бесконечности. Тогда старец Амвросий, кротко и терпеливо выслушав, говорил: «Не то беда, когда во ржи лебеда, а то беды, когда ни ржи, ни лебеды» – Если будешь ныть, будешь все время недовольная, это приведет только к тому, что человек перестанет верить в свои силы, у него опустятся руки. Кто-то сказал: «Если хочешь видеть неудачника рядом – ругай, хочешь видеть совершенного человека – хвали. Покажите мне человека, который никогда не ошибался, и я покажу тебе человека, который ничего не достиг». Дай ему возможность действовать и совершать ошибки, не пили и не учи.

Есть педагогический прием относительно подбадривания человека в сложной ситуации, хотя в данном примере ситуация не связана с человеком. Один дрессировщик говорит кошке: «Кошечка, скажи «мама»». Она говорит: «Мяу». Дрессировщик: «Скажи «ма»». Она говорит: «Мяу». Дрессировщик снова просит: «Кошечка, скажи «мяу»». Она говорит: «Мяу». И тогда он отвечает ей: «О, уже лучше!» Вот из таких мелочей и строится жизнь в семье. Детей, мужа, жену надо подбадривать за маленькое приготовленное дело, удачно или неудачно – значения не имеет. Когда человека подбодрил, когда он это принял, потом можно сказать: «Было немножечко недосоленное». Это тоже своеобразная тактика в семейных отношениях: похвалить, а потом сделать замечание.

Почему так получилось, что муж стал нахлебником? Потому что супруги поменялись местами в отношении семейной жизни. Сейчас все компьютеры построены на двоичной системе: вся информация записывается с помощью двух цифр – 0 и 1. Семья – это тоже двоичная система. По Богу, олицетворение «1» – это муж, а «0» – это жена. Ценность семьи будет тогда, когда спереди будет стоять 1, а после нее 0, и тогда оценкой семьи будет 10. Если жена станет на первое место, то оценка будет 01 – это вообще ничто. Надо умудряться вставать за единицу.

Когда вы мне позвонили, чтобы выбрать тему для передачи, я был в Оптиной пустыни. Там подошел ко мне человек и говорит: «Отец Мелхиседек, я вас узнал. Сейчас ехал по дороге и слушал ваши проповеди». А я ему говорю: «Это же опасно!» Он спрашивает: «Что опасно, ваши диски слушать?» Я отвечаю: «Люди говорят, что это хорошее средство от бессонницы: только начинают слушать и засыпают». Потом я ему сказал о предстоящем эфире и спросил, какую тему выбрать. Он ответил: «Конечно, о семье! Мне мама говорит: «В каждом дому по кому, а где и два».

Когда я шел сюда, спросил у молодежи, какие бы они посоветовали три золотых правила для семейной жизни. И одна счастливая женщина и жена написала: «Надо подводить ситуацию к тому, чтобы муж принимал решения». Пусть учится принимать, помогай ему в этом, пусть последнее слово будет за ним, и тогда ты не будешь жить с подкаблучником и нахлебником. Она написала еще: «Я убедилась, что проходит какое-то время и получается так, как говорил муж». Это происходит потому, что Бог дает такое устроение в семье, через Него открываются сугубые вопросы. Я за то, чтобы все решалось на семейном совете, но последнее слово было за мужем.

Вопрос телезрительницы: «Нужно прощать обиды в семье, смиряться, но не будет ли это потаканием греху? Например, муж видит, что ты прощаешь, и делает вывод, что можно вести себя так же и дальше. Можно ли внешне проявить свою обиду, чтобы человек изменил свое поведение, но при этом простить его внутри?»

– Семейная жизнь многогранна. Иногда, может быть, и можно. Иногда можно замолчать, чтобы тебя услышали. Все нужно обсуждать, говорить. Например, произошла какая-то ситуация, которая потом ест вас, вы промолчали, но спустя время потихоньку все это нужно объяснить, переговорить: если было какое-то оскорбление, то сделать вид, что ничего не произошло или подойти к нему с любовным чувством, не совсем правильно. Нужно сделать паузу, показав, что это вас ранило, обидело, доставило неприятность. Когда-то эту глупость нужно не заметить, а когда-то ее стоит заметить и сделать на этом акцент.

Всегда нужно молиться, чтобы Господь дал мудрость, долготерпение и способность почувствовать, как в этой ситуации поступить. А в конце концов нужно простить, но не всегда это бывает возможно осуществить мгновенно, ведь ты не бесчувственный человек, который не замечает оскорблений. Надо уметь договариваться, выяснять отношения, быть откровенными. Прежде чем «наезжать» друг на друга, нужно сначала вникнуть в то, что и почему произошло.

Сегодня я стоял на Исповеди в Покровском храме, в очереди была 8-летняя девочка в драных джинсах; по ее отцу я увидел, что он не просто «захожанин», а церковный человек. Я подумал, что, когда он подойдет, нужно ему сказать, чтобы он следил за девочкой и думал, в какой обстановке она находится. Когда они подошли, у меня первой мыслью было начать с высказывания ему этого, но сегодня я исповедовал на поздней, а на ранней служил и причащался. Когда человек причастился и он с Богом, первый признак благодати – это спокойствие, а я очень неспокойный человек. Разговор с этим мужчиной я начал издалека, спросил, часто ли он ходит в храм, потом спросил, почему дочка в таком виде, почему у нее не нашлось юбки. И он сказал: «Это не дочка, а крестница. Она приехала в гости, ее родители в храм идти не предполагали, но мы с ней с вечера подготовились к Исповеди, вместе почитали молитвы. Я принес причащать сына, заодно взял и крестницу». Я говорю: «Ну, тогда ты молодец! Только на будущее купи ей юбку». В данном случае это похвально, потому что человек не стал на внешние детали обращать внимание, а привел ребенка, чтобы в воскресный день он был с Богом. Поэтому не стоит начинать с претензий, а прежде чем принять решение, выслушай. Выслушав, я увидел совершенно не то, что подумал.

Любовь родителей к детям – это вседозволенность или нечто иное?

– Нет, конечно. Вседозволенность – это сугубая нелюбовь: при этом человек ничему не научается. Он должен различать черное и белое, добро и зло, Бога и дьявола, истину и ложь, а вседозволенность – это середина. За доброе он должен быть вознагражден, а за злое наказан. Родительский долг – скрепя сердце не дать, не уступить в чем-то, чтобы ребенок приучился, как и мы все должны приучаться, забывать про слово «хочу». Нужно, чтобы в сердце, уме, в словах и поступках был принцип «надо». Я много чего хочу, но есть понятие «надо». Я сегодня хотел после ранней, поздней, после крестин и акафиста вечером отдохнуть и поспать, но надо было ехать на «Союз», уделить внимание. Мы всегда живем в этом выборе между «хочу» и «надо».

Когда человек живет по принципу «надо», у него потом начнут исполняться желания, ситуацию «надо» он потом будет иначе воспринимать, сам захочет этого и будет находить в этом радость и «хочу». Но если человек идет принципом «хочу» – это неправильно заложенный фундамент в будущую семейную жизнь. Если ребенок в детстве твердил «хочу» и получал, то в семейной жизни это продолжится и человек не будет считаться ни с интересами, ни с характером, ни с возможностями супруга. Поэтому родительский долг – научить ребенка слову «надо».

Можно ли называть детей за проступки?

– «Наказание» – это «научение». Физическое наказание – это твоя слабость, ты не смог вовремя объяснить. Ребенок научаем, может быть, медленно, но это осуществимо. Человека в 5 лет отдают учиться игре на скрипке! Неужели ребенок не поймет, можно или нельзя орать, можно ногами топать и что-то требовать или нет?

Мне мама раньше рассказывала о моем воспитании: «Упал на пол и орешь, а я, видя это, пошла на кухню. Ты покричал 30 секунд и перестал». Ребенок видит, что нет реакции на безумную вещь. Когда грудной ребенок орет, он делает это только по нескольким жизненным причинам: описался, хочет пить или есть, ему холодно или жарко. А ребенок постарше орет неоправданно, из-за собственной дури. Если ребенок добьется таким способом внимания, то родители могут считать, что они проиграли. Он это усек, и у него выработается рефлекс по Павлову: ори – и все получишь. Если ребенок покричал и не получил желаемого, то он успокоится, поймет, что ему нужно будет уже объясняться, просить, а когда ты просишь, тебе могут и отказать. Нужно иметь рассуждение и мужество отказывать.

Вопрос телезрителя из г. Раменского: «Два дня назад по телеканалу «Союз» показали новый ролик о Казанской духовной семинарии. Хотелось бы поблагодарить телеканал за него, он может оказать людям пользу в семейной жизни».

– Я тоже посмотрел этот ролик и был в восторге от того, как без слов показали внутреннюю борьбу в человеке, олицетворение всех страстей и добродетелей.

Часто можно слышать, что семья – это малая Церковь.

– Кто-то сказал, что семья – это малое государство, где муж – президент страны, а жена – премьер-министр, министр финансов, здравоохранения, культуры, образования, министр по чрезвычайным ситуациям. Дети же – это всегда бушующий народ, устраивающий забастовки, чего-то требующий и в чем-то нуждающийся. Но семья – это и проекция Церкви. Святитель Феофан говорил: «Муж как священник, жена как диакон». Священник – это тот, кто предстоит перед Богом. Диакон – это тот, кто помогает предстоять перед Богом. Дети – это народ, молящийся в Церкви. Старец Паисий говорил: «Пусть муж научится слышать и слушаться Бога, и только тогда жена будет слушать мужа». Священник говорит народу то, что он понял, что знает и чувствует, что ему открылось, а жена – это диакон, которому это передается. Семья – малая Церковь, где все служат всем ради спасения души. В ней одно тело, одна душа и один дух.

Случается, что родители пытаются привить детям любовь к Богу, каждое воскресенье водят их в храм, но свою любовь не дают им в полном объеме. Какие последствия могут быть, когда дети вырастут?

– Это перекос, конечно. Я с такими семьями редко встречался. Наличие в семье детей предполагает любовь хоть кого-нибудь. Есть материнская любовь, но она проявляется больше внешне. Это не значит, что отцовская любовь слабее, просто она меньше выражается на деле. Я знаю семьи, где мама всю жизнь не работала и воспитывала одного или двух детей, а отец в 8 уходил и в 23 часа приходил. Порой он не знал, какие оценки получают дети, в какой класс перешли. Его любовь выражалась в том, чтобы обеспечить и создать условия для того, чтобы мать имела время и возможность любить своих детей, но это не значит, что он их не любил. Любовь или нелюбовь сразу не взвесишь.

Ребенка не обманешь: нельзя говорить ему о вере, любви к Богу, молитве, честности, преданности, неэгоизме, а самим Богу не молиться, не любить друг друга, жить лицемерной неискренней жизнью. Можно не говорить и делать, а можно говорить и не делать – в этом случае толку не будет никакого. Любовь к детям – в том, чтобы самим стать примером для людей. Словами очень мало можно чего-то добиться. Я однажды спросил близкого человека: «Ты росла в атеистической семье. Как ты стала верующим человеком?» Она говорит: «Я жила и воспитывалась у бабушки. Когда я засыпала, то подглядывала, что она делает. Она на коленках под лампадой и иконой молилась, и я слышала, о чем она молилась: обо мне, о моих родителях, о каких-то ситуациях, слышала ее Исповедь перед Богом. А когда просыпалась утром, бабушка снова стояла уже на молитве. Я выросла на этом примере, а бабушка думала, что я ничего не вижу. Раз в год она водила меня в храм на Причастие. Я запомнила, что она разговаривала с Богом, как с живым, и это живое отношение к живому Богу во мне тогда зародило зерно. Я себя не помню, чтобы я была неверующей». Это большой успех и приобретение, если в жизни имелся носитель такой святой жизни.

Скажите, пожалуйста, еще раз по пунктам, что такое счастье в семейной жизни?

– Здесь все служат всем. Старец Амвросий сказал: «Кто уступает, тот приобретает». Умейте друг друга слышать и слушать, не забудьте про ноль и единицу, не забудьте, что ваш духовный взлет возможен тогда, когда обнулится ваша гордыня. Нужно говорить громко, чтобы вас услышали, и тихо, чтобы вас послушали. Люби Бога и людей – и спасешься!

Это все теория, а практика гораздо сложнее. Но если все будет в простоте, если будет к человеку любовь, уважение, внимательность, тогда все Господь устроит, только по жизни нужно настроиться не на слово «хочу», а на слово «надо».

Расшифровка:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс