Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Да, человек не смотрит, как живут другие люди – он, конечно, с этим сталкивается, ведь не надо думать, что мы какие-то слепые делаемся, становясь христианами, нет. Конечно, ты даже еще лучше видишь зло, ведь то, что мир часто рассматривает, как благо и добро, христианин еще более ясно понимает, как зло: как мир живет, развлекается, какие ставит цели для себя, как их реализует – очень часто это все цели зла и делаются с помощью зла.
Да, святой к активности в виде борьбы с грехом в других людях не способен. А «блаженны кроткие» – это заповедь, которая вообще обезоружит активистов, ведь человек, который регулярно признает свою духовную нищету и оплакивает ее, ставится по душевным качествам уже здесь, на этой заповеди (это же ступеньки – получается не просто «винегрет» из заповедей, не надо так представлять, это именно ступеньки нам обозначены), и у него начинается активная борьба с гневом.
А с гневом когда начинаем бороться? Когда сталкиваемся и с миром, и с окружающими, и они доставляют нам всяческие неудовольствия, а человек начинает это переносить кротко, то есть у него уже появляются такие духовные качества. И этот человек, конечно, не пойдет бить лицо инакомыслящему, но прекрасно будет видеть, что это инакомыслящий.
И здесь мы вернемся к вопросу, с которого начали урок: «Почему нам бывает так трудно терпеть инакомыслие других людей? Почему мы так часто норовим их осаживать – останавливать, как того коня на скаку, при попытке высказать свое мнение или сделать что-то не по-нашему? Почему нам так хочется менять внешний мир к лучшему и так не хочется делать то же самое в отношении своего внутреннего мира?»
Ответы на все эти вопросы мы найдем в статье святителя Игнатия (Брянчанинова) «О ревности душевной и духовной». Там святитель ясно и доходчиво отвечает на все эти «почему». Он пишет, что человек, обличающий другого или просто делающий замечание, на самом деле считает себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого, а значит, превозносится над ним и действует по страсти.
Но помнит ли при этом такой человек слова Спасителя о сучке в глазу брата и о бревне в собственном? И далее святитель поясняет, что таким бревном для нас становится наше плотское мудрование, то есть мирские понятия о жизни и ее смысле. Человек с таким пониманием обо всем судит ошибочно, и потому Господь такого носителя бревна в глазу называет лицемером! А бревно это убрать можно, если исцелить себя словом Божиим и Духом Божиим.
«Христианин, по исцелении себя Словом Божиим и Духом Божиим, получает правильный взгляд на свое душевное устроение и на душевное устроение ближних . Плотское мудрование, поражая бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и не может принести пользы, нисколько не действует на грех. Напротив того, духовное мудрование действует исключительно на душевный недуг ближнего , милуя ближнего, исцеляя и спасая его, – пишет святитель Игнатий. – Достойно замечания, что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием – те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными, то есть обретет духовный разум, тот все недостатки и погрешности ближних увидит иначе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.