Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (825) → Протоиерей Андрей Канев: Когда человек нуждается в Боге

Протоиерей Андрей Канев: Когда человек нуждается в Боге

№24 (825) / 30 июня ‘15

Уроки Православия

Признаюсь, были такие ситуации и у меня с о. Андреем: тогда он был моим руководителем в отделе культуры, и я звонила ему пусть не ночью, но в те моменты, когда мне надо было срочно решать какие-то культурные задачи. И очень удивлялась (да, что там говорить – не удивлялась, а обижалась), что он не помогал мне их решать, а вежливо сообщал о своей занятости. «Ну неужели отец Андрей так сильно занят, – искренне думала я в те моменты, – что не может уделить хоть сколько-то внимания человеку, который занят еще больше и делом наиважнейшим – организует конкурс детского рисунка? И что может быть на свете важнее этого?»

А потом наступали Царские дни, и снова в отделе культуры появлялись проблемы, и я снова звонила батюшке в каких-то патовых ситуациях – ведь все хотелось сделать хорошо, правильно, но что-то этому мешало. А отец Андрей говорил не каким способом решить ту или иную задачу, а о том, что, возможно, со мной происходит что-то не то, и сейчас самое время заняться внутренней, а не внешней работой. И понадобилось очень много времени, чтобы понять – батюшка тогда не отмахивался от меня, он помогал мне… Наверное, многим из нас было бы полезно выучить такие уроки, чтобы понять простую истину: если человек не разделяет с нами наши труды или заботы, это совсем не значит, что он равнодушен к деланию добра. И если он остается спокойным тогда, когда мы кипим, это не значит, что зло торжествует.

К тем же, кто уверен, что зло торжествует тогда, когда хорошие люди сидят сложа руки, кто готов сворачивать горы и не считаться при этом с делами, с возможностями других людей, тем, кто не может сидеть спокойно, а все норовит менять мир к лучшему, протоиерей Андрей Ткачев обращается с такими словами: «Добрые люди, хорошие люди, послушайте. Послушайте, все вы, кто считает себя хорошим, а источник зла полагает где-то далеко от себя. Послушайте, вы, не умеющие усидеть на месте, но толком не знающие, что делать. Не меня, конечно, слушайте. Что вам я? Пророка Исаию послушайте. Он говорит: Ваша сила – сидеть спокойно! И еще: Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели!»

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Чтобы нам действительно понять, что сидеть спокойно, по пророку Исаие, – это огромный труд, огромная активная деятельность, мы должны с вами понять, что наш с вами сегодняшний разговор, наши какие-то рассуждения – это не только наша позиция, это в первую очередь Евангельское учение. Ведь Господь нам не говорит «идите и воюйте» с кем-то там? Господь в Евангелии учит человека в первую очередь покаянию, ведь «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» это первая – и не отмененная, естественно, – заповедь Священного Писания. Когда человек может на ближних смотреть правильно? Ведь мы говорим, что эта горячка, горячность очень часто основана на неправильной оценке ситуации и поведения поступков и решений других людей или какой-то оценки ситуации в мире. Когда мы сможем по-настоящему более или менее объективно смотреть на людей? И если мы обратимся к заповедям, то увидим, как.

Как относиться к ближнему, который приносит тебе какие-то неудобства? Вот, смотрите, первая заповедь блаженств – «блаженны нищие духом». «Блаженны нищие духом» – это состояние христианина, который себе не приписывает никакого добра в своей жизни, имеется в виду духовного, конечно, добра. Тут Господь говорит не о нищете материальной, а о нищете духовной. И когда человек действительно видит свою нищету, что ему нечем перед Богом похвалиться, у него нет никаких личных заслуг и добродетелей, – такой человек и начинает нуждаться в Боге. И блаженство такого человека – не блаженство, как наслаждение, а блаженство, как правильный путь. Так определим для нас сегодня.

Это не значит, что если мы на путь заповедей вступили, то мы начинаем получать какие-то блаженства в плане какого-то духовного наслаждения. Наоборот, наверное, нам скажут: чего там блаженного, когда ты постоянно видишь, что ты – никто? Но, если человек искренне идет правильно, с верой и с надеждой, то, конечно, Господь дает такому человеку внутреннее утешение в правильности этого пути, когда человек нуждается в Боге.

Следующая заповедь – «блаженны плачущие»; ее тоже надо правильно понять: тут говорится не о том, что блажен человек, который плачет от обиды, от придуманного духовного состояния. Плач – это вообще глубокое духовное понятие (которое, может быть, потом более подробно разберем, если нужно будет скорее всего, нужно), тут имеется в виду особое настроение сердца, когда человек в покаянии и молитве обращается к Богу.

Но трудно себе представить, что люди, обретшие нищету духа и плачущие о своих грехах, стали бы активно бороться со всей неправдой этого грешного мира ради всеобщего счастья человечества… Представить себе святых в роли искателей правды и справедливости как-то не получается...

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс