Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (824) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Наступил пост, попробуем воздержаться...

Митрополит Минский и Заславский Павел: Наступил пост, попробуем воздержаться...

№23 (824) / 23 июня ‘15

Архипастырь

Вопрос телезрительницы из Саратова: «По телевидению показывают богослужения. Как себя вести в это время? Потому что вроде находишься и не в храме, а дома у телевизора. Это смущает многих людей».

Я сам иногда включаю телеканал «Союз» и смотрю передачи, если у меня нет в это время богослужений. Глаза волей-неволей все равно смотрят на экран. Первое время я тоже немного смущался и не понимал, как быть. Нужно ли креститься и молиться на телевизор? Но я думаю, что в этом случае человек исполняет слова Христа Спасителя о том, что кланяющийся Богу в духе кланяется и в истине. Ведь даже если мы смотрим на изображение, когда кланяемся, мы ведь не телевизору поклоняемся. Поэтому ничего страшного в этом нет.

Мы – не идолопоклонники. Глядя на экран телевизора и видя изображение Спасителя и Матери Божией, святых, мы умом восходим к Богу, к Матери Божией, святым. Но если телевизор смущает и дома есть иконы, можно смотреть в этот момент на них. Необходимо найти грань, за которую не следует переходить. Для сильных духом, я думаю, в этом ничего страшного нет. Некоторые говорят, что смотрят на икону и просто слушают, что говорят по телевизору. Можно и так. Но еще раз скажу: мы кланяемся тому образу, который показывают. Ведь когда мы смотрим на икону, мы поклоняемся не доске и не краскам, которыми изображен Лик Спасителя или Божией Матери. Поэтому смущаться не надо: телевизор – это как окно.

Еще один вопрос о смущении телезрительницы из Беларуси: «Во время поста я не боюсь воздержания в пище, но меня пугают испытания и искушения, которые случаются в такое время. Как их преодолеть?»

Мы все прекрасно понимаем, что нас может ожидать и ожидает не только в дни поста, но и каждый день. Но убегать или уходить от искушений не следует. Нужно помнить, Господь никогда никого не искушает. Людей искушает только дьявол, а Господь может испытывать. Это существенная разница между испытанием и искушением, о которой необходимо помнить. Враг рода человеческого искушает, чтобы погубить человека, а Господь испытывает его.

Когда мы просим у Господа смирения или терпения, это значит, что мы просим у Господа какое-то испытание, которое позволит нам эти качества проявить. А бывает, что я прошу у Господа смирения и терпения, и вдруг сосед звонит или стучит в дверь, а я, вместо того чтобы выйти и спросить, что ему нужно, ворчу недовольно. Это и есть признак того, что я не сумел перенести это испытание или принять его должным образом. А ты вот пойди и прояви любовь к тому, кто тебя, может быть, даже отрывает от молитвы. Так что Господь может по-разному испытывать человека, и мы прекрасно все об этом знаем.

Все мы, кто во Христа крестился, должны облечься во Христа. Мы знаем, как жил Христос Спаситель на земле, какие Он перенес испытания и искушения от врага рода человеческого. Но Он все это претерпел и через скорбь и страдания стал совершенным как Человек. Мы тоже, проходя через различные испытания и скорби, становимся более совершенными. Поэтому не бойтесь этих испытаний и даже вражеских искушений. Если мы будем со смирением, терпением и кротостью переносить даже вражеские искушения, то Господь это нам вменит в праведность, и мы станем более совершенными как христиане.

Какого воина можно назвать героем? Не того ведь, который был писарем во время боевых действий, а того, кто сражался на передовой, кто, как говорят в народе, порох нюхал, врага видел. Вот кто герой – тот, кто мог противостоять неприятелю. Так же и христианином не тот является, кто никогда не испытывал никаких искушений или испытаний, а тот, кто перенес их со смирением и терпением. Так что подвиг любого поста, и в частности Великого поста, – это период нашего испытания, проверки нашего духовного совершенства. Поэтому надо не только воздерживаться в пище, но и бороться со своими чувствами и страстями и уметь преодолевать различные неприятности и испытания, которые нам посылает Господь, или искушения, которые посылает враг рода человеческого.

Вопрос телезрительницы из Альметьевска: «Как быть с супружеской близостью в пост, если муж неверующий и пост не соблюдает?»

Не только в пост, но и вообще в течение всего года следует помнить слова апостола Павла из 7-й главы I Послания к Коринфянам, в которой он говорит о том, какие должны быть отношения между мужем и женой. В частности, он говорит, что не муж является главой своего тела, но жена, точно так же и жена не является главой своего тела, но муж. В супружестве, в таинстве Брака, при Венчании муж и жена становятся одной плотью, а под плотью имеются в виду все чувства, которые должны быть у мужа и жены едиными. Да и не только чувства, но и свойства человеческой природы должны быть всегда гармоничны.

Чтобы не было разногласий, апостол Павел как раз и говорит о том, что муж и жена не должны разлучаться, а только разве для молитвы или поста, и – обратите внимание! – по обоюдному согласию. Если обоюдное согласие есть, тогда воздерживайтесь настолько, насколько вы сможете. В молодости, может, это не получилось, со временем это станет возможным, и вы будете говорить: «Наступает пост, попробуем воздержаться друг от друга, сможем укротить и победить наши страсти или нет?» Попробовали – не получается, значит – в следующий раз. Это тоже процесс духовного совершенствования, который проходит годами...

Но если вдруг жена скажет мужу или муж жене, что у него или у нее пост и не должно быть никакой близости, а обоюдного согласия нет, то это будет поводом для другого супруга глядеть по сторонам, недалеко до грехопадения на стороне и ухода от семейного единства и семейной жизни. Чтобы этого не произошло, чтобы не дать повода для мужа или жены иметь плотскую связь на стороне, апостол Павел и предупреждает о воздержании друг от друга только ради поста и молитвы и только по обоюдному согласию. Если не будет обоюдного согласия, то, наверное, более благоразумно нарушить пост, чем дать повод супругу для измены.

Вопрос телезрительницы из Рязани: «Как избавиться от депрессии?»

К сожалению, депрессия сегодня становится массовым явлением, массовой болезнью. Надо сказать, что, в первую очередь, это духовное расслабление. Хотя, конечно, здесь могут быть и психические расстройства. Но с православной, аскетической точки зрения депрессия – это угашение духа, духовное расслабление, когда человек теряет смысл жизни, не видит цели, на работе проблемы, не устроилась личная жизнь.

Без Бога, без Церкви, без исполнения заповедей Божиих, без делания добрых дел человек может очень быстро утратить смысл жизни на земле. Последствия могут быть самыми тяжкими – и психическое расстройство в прямом смысле слова, и духовное расслабление, и попытка как-то компенсировать все это за счет различных суррогатов: алкоголя или наркотиков. Это все – попытка найти себя. Если человек не знает, как найти себя, он может впасть в самые страшные состояния и погубить не только тело, но и душу.

Поэтому мы обязательно рекомендуем, если есть необходимость, прийти к священнику, поисповедоваться, рассказать о своем духовном состоянии, о тех чувствах, которые вы переживаете. Даже если это не психическое расстройство, а вражеское искушение, то надо помнить, что враг боится огласки, поэтому если будете исповедоваться и просить у Бога помощи, то Господь будет вам подавать силы, энергию и духовную крепость.

Мы все знаем, что в храме Божием во время совершения служб и таинств – особенно таинства Исповеди, а в данном случае полезно и Причащение Тела и Крови Христовых – в человека вселяется благодать Святого Духа, и он начинает осознавать смысл жизни. А если он будет еще под руководством священника стремиться сделать и что-то хорошее, доброе для нуждающихся людей, то Господь в этом случае будет подавать и силы, и крепость духа. Сразу же рекомендуем идти в храм молиться и просить Бога, чтобы Господь вам помог.

Вопрос телезрительницы: «Как лучше читать Псалтирь – в одиночку или в группе»?

В этом случае необходимо вспомнить слова Христа Спасителя: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас». Конечно, читать можно и одному, и вполголоса, и про себя, и вслух. Но обычно священники рекомендуют читать Псалтирь вслух, так как в этом случае ум более сосредоточен, сознание более свежее и больше пользы для души и ума. А если вы еще соберетесь вдвоем или втроем, то среди вас будет пребывать Господь. Поэтому, конечно, лучше читать вместе.

Расшифровка:
Таисия Зыкова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс