Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (823) → Неизвестный Христос

Неизвестный Христос

№22 (823) / 16 июня ‘15

Размышление

Что мир знает о Христе? Что мы сами, люди Церкви, знаем о Христе? Я начал рассуждать на эту теме после того, как впервые увидел картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне» на обложке одной из церковных книг.

На тот момент я уже выработал определенный вкус к библейскому изобразительному искусству и иконографии, и вот, глядя на эту картину я сказал себе: «Нет, это не Христос. Почему же православные иллюстраторы посчитали, что это Христос? Почему Крамской так посчитал?».

Ведь всякий раз, когда мы взираем на доселе невиданный образ Христа, Божией Матери или святых – мы невольно ассоциируем этот образ с тем, что видели в храме. А образ, который изобразил Крамской, я не видел ни на одной иконе, ни на одной картине.

Уставший человек с потухшим взором – не Христос. Впрочем, пусть все, что я сказал об этой картине, будет моим личным мнением, потому что есть и другие примеры того, как образ Христа искажается и извращается в современном искусстве и культуре.

Например, образ Христа от Льва Толстого, который пришел к нам из прошлого в сегодняшний день. Христос Толстого – не Бог, а просто хороший парень, моралист и проповедник. Еще есть образ Иешуа от Булгакова (а на самом деле от Воланда) – это образ труса и слабака. Воцерковленный человек сразу определит, что это совершенно дикие и извращенные образы, но чем дальше человек от Церкви, тем сложнее ему отличить Евангельского Христа от подделки.

И дело здесь совершенно не в Церкви, не в Евангелии, не в Самом Христе – дело здесь в нашей современной, по сути постхристианской культуре.

Многие из нас – дети американской массовой культуры. США, если говорить откровенно, новое Вавилонское царство, простирающее свою духовную и финансовую власть на весь мир, в том числе в области кино, музыки и изобразительного искусства.

Последние двадцать пять лет голливудское кино формирует в нашем обществе систему ценностей. То, каким должен быть человек, что он должен есть, что пить, что носить, с кем спать и тому подобное. И глубина этого влияния ограничивается лишь нашей индивидуальной культурной и духовной резистентностью.

И что самое печальное, именно Голливуд и его продукты сформировали в нашем обществе новый образ Христа, доселе неизвестный русскому народу. Ведь откуда сегодня наш народ знает о Христе? Разве из Евангелия? Нет. Из творчества вышеупомянутых Толстого и Булгакова. А еще из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» или из кощунственного фильма «Последнее искушения Христа» Скорцезе.

Истинный Евангельский образ Христа был лишь немного приоткрыт в фильме «Страсти Христовы» Гибсона… Но что такое один фильм по сравнению с десятилетиями пропаганды?

Все эти образы смешиваются, и в итоге получатся, что для современного светского человека Христос – это просто проповедник, моралист, но с волшебными способностями. Еще Он родился 7 января, потом был распят и как будто бы Воскрес. Вот и все.

Впрочем, есть и другой образ, самый опасный, совершенно извращенный, попсовый, порожденный рынком и протестантизмом. Это образ широко улыбающегося классного парня с белыми зубами, лучшего друга протестантов Иисуса. Именно этот образ активней всего эксплуатируется и активней всего проповедуется сегодня.

Откуда взяться страху Божию и благоговению, глядя на такого Иисуса? Отсюда все эти «Тангейзеры» и танцы в храме? Если бы современный человек понимал, что Христос – это Творец вселенной, вечный Бог, Бог Слово, Вседержитель, Спаситель, Любовь, Сама Вечность и Бездна, он трепетал бы, как осиновый листок, и не дерзал бы хихикать над Ним и постить кощунственные картинки «вконтакте». А если бы он понимал, что этот непостижимый Бог стал Человеком и пришел к нам в образе раба, пострадал за наши грехи, чтобы спасти нас от вечной смерти и исцелить наши раны – он рыдал бы как дитя и целовал бы Его ноги, умывая их своими слезами.

Если бы в Православии не было икон, как нет их в протестантизме, мы бы окончательно забыли истинного Христа. Это совершенно точно. Все человечество забыло бы, порождая в своих безумных фантазиях подобные гламурные образы «просто хорошего парня»...

Только Церковь знает истинного Христа. И о Нем можно узнать с Евангелием в руках только в Церкви Христовой и нигде больше. Посмотрите на икону Спаса Синайского. Посмотрите на Христа на иконе Рублева. Вот Он – Человек и Бог, плотник и Архитектор Вселенной, невинный Страдалец и торжествующий Царь мира.

И этот истинный образ неизвестного Христа нужно вновь открыть людям.

Илья ПОСТОЛОВ,
Протоинфо.ру

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс