Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По словам протоиерея Серафима Слободского, «православным церковным богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному чину, во главе со священнослужителем (епископом или священником). Оно имеет цель – для назидания верующих изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до, так и после Рождества Христова. Через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при богослужении, а особенно таинства св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни».
Как отмечают издатели, Православная Церковь три раза в сутки собирает чад своих в храмы Божии для вечерних, утренних и дневных богослужений и молитвенных поучений. Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа, дневное – из третьего часа, шестого часа и Литургии.
Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений церковных образуется девять служб. Такой состав богослужений подобен тому, как, по учению св. Дионисия Ареопагита, из трех чинов ангельских образуется девять ликов, день и ночь славословящих Господа.
Вот, например, такой вопрос: «Когда наши чувства становятся умереннее, страсти слабее, помыслы естественнее, когда вся душа наша бывает способнее принять настроение важное и степенное?». «По правильному порядку жизни, – отвечают создатели книги – вечером, в те часы, когда человек готовится возлечь на одр – временную гробницу свою, желает предаться сну – истинному образу смерти. Церковь в эти торжественные часы приглашает нас к молитве и поучению, старается дать весьма важный урок, чтобы мы не только в бодрственном состоянии, но и в сонном безмолвии просвещались зрением судеб Божиих...».
Девятый час, соответствующий нашему третьему пополудни, ознаменован в последнем дне земной жизни Спасителя моментом Его крестной смерти. Совершая девятый час, Святая Церковь описывает в нем последнее великое мгновение, когда все совершилось в деле искупления нашего и когда Искупитель рода человеческого, преклонив главу, предал дух (Ин. 19, 30). Поэтому в богослужении девятого часа собраны такие псалмы и молитвы, которые преклоняют нас к самому подножию Креста Господня.
Богослужение вечерни, которая, по церковному исчислению времени, должна оканчивать один день и начинать следущий, все приспособлено к этому назначению. И потому в нем мы то благодарим Виновника и Промыслителя нашей жизни, то изливаем чувства покаяния за всегдашние грехи наши, то молимся о святом провождении времени, славим и святых, о которых напоминает нам следующий день.
Когда же приближается ночь, уставшая плоть и утрудившийся дух требуют покоя. Но кто знает, пробудится ли плоть наша от успокоения ночного или она уснет сном смертным? Как же необходимо нам при отхождении ко сну предстать пред Господом с сокрушенною молитвою о грехах. Поэтому Святая Церковь ежедневно внушает нам, на сон грядущим, эти благочестивые чувствования в повечерии, которое совершаться должно после вечерней трапезы.
Утреннее церковное богослужение благочестивый христианин обыкновенно предваряет домашними утренними молитвами.
Утреннее богослужение обыкновенно начинается у нас полунощницею – молитвенным чтением и пением, которое древние совершали (как и теперь некоторые обители совершают) в самую полночь. Это самое раннее и более всех удаленное от мирского шума время Церковь учит нас посвящать Господу и предлагает тогда такие молитвы и воспоминания, которые наиболее могут утверждать жизнь христианина в Боге и уповании жизни вечной. А далее следует утреня, состав которой во многом сходен с составом вечерни и отличается от последнего преимущественно тем, что содержит в себе канон, то есть многочисленный состав песней в честь Господа или святых Его. Нельзя не заметить и того, что в вечерне преимущественно воспоминается ветхозаветное, а в утрене – новозаветное домостроительство нашего спасения. Потому-то Святая Церковь, когда имеет совершить особое торжество на великие праздники, соединяет вечерню и утреню в одно целое и таким образом совершает так называемое всенощное бдение – полное торжество.
Около полудня Церковь представляет нам самый божественный предмет для молитвы, для размышления и поучения – третий час, шестой час и Божественную литургию. День естественный есть неумолкающий проповедник величия и славы Божией, явленных в мире видимом чрез творение и промышление Творца Вселенной. День каждого человека есть новая жизнь его. Дневное богослужение Церкви объемлет день наш в этих трех отношениях.
Эта книга была написана и издана в начале прошлого столетия, накануне великих потрясений, через которые нашей Родине предстояло пройти в двадцатом веке за отступление от веры отцов. Тогдашнее российское общество можно, вспоминая Евангельскую притчу, уподобить некому человеку, который в трагическом ослеплении отказывается от драгоценной жемчужины ради блестящих побрякушек мира (см.: Мф. 13, 45 – 46). Приоткрыть современникам, а теперь уже и нам, красоту Царства Небесного, которое на земле восхищается усилием молитвы, попытались создатели книги.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.