Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Апостол Павел пишет: «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».
Каждый по опыту знает, насколько сильно суеверие, насколько вещи таинственные нас смущают и волнуют, насколько христианское сознание, не очень глубоко воцерковленное, не очень полно укорененное во Христе, смущается разными не то что даже идолами, а вещами ничтожными, незначащими – разными амулетиками и приметами. Насколько порой пугается душа и так норовит исполнить некие суеверные действия. Вот мы, христиане (я не говорю о тех, кто не верит), забыли что-то дома. Но нельзя же возвращаться – плохая примета! И многие христиане не возвращаются, хотя понимают, что это ничего не значит. «Да ну,– говорят они. – От греха подальше». И думают, что этим оправдались.
Почему так говорит христианин? «А как бы чего не вышло! Мы же не все знаем в этом мире. А вдруг есть некие силы, которые могут действовать? Не случайно же народ так решил, не случайно же повелел исполнять те или иные ритуальные действия и сохраняет это в народной памяти. Значит, есть в этом какой-то смысл!»
И, чтобы с этим не соприкасаться, человек плывет по воле волн, а не идет наперекор сложившимся суевериям. «Как бы чего не вышло!» Вот этот трепет, страх перед неведомым миром знает каждый человек, и верующий, и неверующий.
Но чего же на самом деле он боится? Примет и суеверий, фетишей, амулетиков или Бога? Каждый, чтобы действительно начать жить в Боге, должен ответить на этот вопрос.
И когда выбор он сделает, то опытом своей жизни переживает, что все суеверия – ничто. Статуэтки фэншуевские, амулетики, надписи на разных языках, разные приправы, снадобья и прочее, что предполагает некую тайную защиту, – ничто. Это не значит, что в мире нет, как мы говорили, неких существ. Из опыта святых отцов мы знаем, что существа эти не просто злые, – они имеют желание уничтожить человека. Это те, кого мы в церковной традиции называем «бесы». Так вот, существа эти есть. Возможно, есть и какие-то другие существа. Вопрос не в этом. Сколько бы их ни было и как бы ни были злобны их намерения, тем не менее, предмет, сделанный человеком, ничего не значит.
И если мы не верим в него, если сами не отказываемся от собственной свободы, если не нагружаем собственным маловерием, некой силой этот предмет, то в нем самом ничего нет. Вот что важно всегда помнить. Так что и идол, и любой символ, и любое изображение – ничто, они есть ложь, сделанная человеческими руками. А наш страх перед ними лишает нас собственной свободы, лишает упования на Бога, лишает веры во всесилие Божие.
Далее апостол Павел пишет собственно об употреблении в пищу идоложертвенного и говорит, что с идоложертвенным нужно поступать осторожно. Но не потому, что идол что-то значит, а совсем по другой причине, которая важна в отношении не нас самих, а ближнего нашего: когда мы говорим об употреблении в пищу идоложертвенного, о каком-то общении с тем, что в мире принято называть идолом, речь вообще не о нас, по мысли апостола. Всецело мысль, серд-це, ощущения наши должны быть в заботе о ближнем, о брате. Апостол пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
Дело здесь не только в пище, хотя апостол Павел пишет только о пище. Это универсальный церковный принцип. Дело в отношении к некоторым символам, к некоторым злоупотреблениям собственной духовной свободой в отношении вещей, которые обладают неким смыслом для иных верующих во Христа людей. Не будем говорить об идоложертвенном времен апостола Павла, об этом сказал сам апостол, и каждый понял, о чем он ведет речь. Если христианин знает, что идол ничего не значит, он заходит в капище и ест там идоложертвенное мясо просто как мясо, разделяя трапезу со своими друзьями или делая это в миссионерских целях, чтобы побеседовать с язычниками о Боге, то он понимает, что ничем совесть его не оскверняется. Это обычное мясо и никакой особой мистической нагрузки, таинственной злой силы оно не имеет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.