Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Правильно ли, когда под трезвостью мы подразумеваем не только отказ от употребления алкоголя и от иных вредных, пагубных привычек, а образ жизни и состояние ума?
Действительно, когда мы говорим о трезвости, мы понимаем под этим не физиологическое состояние. Мы говорим о трезвости как нравственной ценности, христианской добродетели, говорим о качестве, без которого невозможно спасение человека, ибо сказано в Евангелии, что пьяница Царствия Божия не наследует. Часто понимается, что пьяница – тот человек, который валяется под забором, дома дебоширит, создает нам какие-то проблемы. Если мы рассмотрим это в историческом контексте, увидим, что пьянство и трезвость – слова-антонимы. Когда человек не живет трезво, его состояние нетрезвости и называется пьянством. Жить трезво обязан каждый православный христианин.
Какое определение можно дать слову «трезвость»?
Можно попытаться определить это понятие («определить» – это значит положить пределы). Мы можем сказать, что трезвость – это то-то и то-то, или сказать, что вот это не есть трезвость. Когда идет речь о трезвости, подразумевается здравомыслие человека (об этом говорится в Евангелии), умение владеть своим умом, умение воздержания, внутренняя бдительность в способности ограждать себя от всевозможных греховных мыслей, пожеланий и дел.
Еще раз подчеркну, что трезвость – добродетель, без которой невозможно спасение человека. Часто мы утрачиваем эту традицию, это понимание и говорим, что вино полезно человеку, что оно веселит сердце. Один из великих учителей Церкви Иоанн Златоуст сказал замечательные слова о том, что вино дано нам для трезвости. То есть мы, употребляя его как дар Божий, не должны допускать лишения себя трезвости. Трезвость является необходимым условием для спасения – иначе невозможно наследовать жизнь вечную.
Как Вы считаете, что самое трудное для человека в ведении трезвого образа жизни?
Я не считаю, что это трудно. Согласен с вами именно в том, что в настоящее время общество, в котором мы живем, в том числе наше церковное сообщество, удалилось от традиций, которые существовали в нашей жизни.
Жить трезво – это определенная форма подвига. В настоящее время трезвый человек воспринимается как ненормальный. В этом контексте я вспоминаю свое воцерковление. В середине 90-х годов, как только пришел в Церковь, я встретился с очень уважаемыми людьми, священниками, с которыми до сих пор поддерживаю взаимоотношения и с особой теплотою всегда вспоминаю о них. Тогда один из батюшек мне задал вопрос: «А что, вы совсем не употребляете алкоголь?» Я ответил: «Да». Батюшка заметил, что это уже некое сектантство, баптизм. Тогда я подумал: с чего ради я стал сектантом? Для меня это было в некоторой степени смущение: неужели для того, чтобы стать церковным человеком, я должен лишать себя трезвости? Мне тогда привели аргумент со ссылкой на Апостольские правила, что для того, чтобы быть настоящим православным христианином, я обязан это делать; об этом говорят 51-е и 53-е апостольские правила. Я решил познакомиться с данными правилами, чтобы понять то, что мне сказали. И с великой радостью для себя обнаружил, что в них говорится несколько о другом – о том, что если человек гнушается вина, мяса или супружества не подвига воздержания ради, тогда такое его поведение порицается.
На самом деле, если человек живет трезво и понимает, что это есть христианская добродетель, в которой обязательно себя нужно упражнять, тогда это ничуть не противоречит церковной традиции. Для меня это было большим утешением.
Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Мой дядя давно пьет; все уже опустили руки. Он некрещеный, живет на детскую пенсию своего ребенка-инвалида. Как за него молиться, если он некрещеный? Как мне ему помочь?»
Действительно, мы не можем молиться в Церкви за некрещеного человека. Но это не означает, что мы за него вообще не можем молиться. Мы можем молиться и поминать его в своих келейных молитвах, попросить других людей помолиться о нем.
Мне сложно говорить об этом человеке предметно. В любом случае, думаю, у него есть совесть. Возможно, он потому и употребляет алкоголь, что не видит другого выхода из своей жизненной ситуации. Я бы посоветовал быть для этого человека примером трезвой жизни. Часто, когда таким людям говоришь, что у них есть проблема, слышишь ответный аргумент: «Какая ко мне претензия? Другие люди делают то же самое». Чтобы показать ему, что не все так делают, нужен пример иного образа жизни. Мы рекомендуем родственникам такого человека самим жить трезво.
У нас есть много примеров, когда человек приходит ко Христу. Сегодня перед передачей мне был звонок от раба Божия Александра, который к нам обращался за помощью. Он тоже был некрещеным человеком, но пройдя наш цикл занятий, решил, что ему обязательно нужно креститься. Хорошо, если следующим шагом для него будет обещание Богу жить трезво. Поэтому совет может быть таким: не осуждать, молиться за него и быть примером трезвой жизни.
Вы долгое время ведете людей к трезвому образу жизни: помогаете им, наставляете их душевно и теоретическими познаниями. Могли бы Вы рассказать о случаях, которые Вам запомнились?
Таких случаев очень много. За этот период времени более трех тысяч человек обращались к нам в братство за помощью.
На память приходит раб Божий Валерий, недавно мы отпраздновали 40 дней после его кончины. У него была трудная жизнь, послевоенное детство, и он приобщился к этому пороку. Как любой человек, он страдал, понимая, насколько это тяжело, и не находил выхода. Он увидел объявление о наших занятиях, пришел в храм более десяти лет назад и воспринял это всем сердцем. У него поменялось отношение к алкоголю, он стал активно участвовать в жизни нашего общества. Искренне сожалел, что ранее не имел тех знаний, которые получил на занятиях. В нашем обществе регулярно проходит двухнедельный цикл бесед, во время которых для людей, желающих научиться жить трезво, мы рассказываем, какие в Церкви существуют традиции. Именно после такого периода жизни началось воцерковление этого человека, и он умирал как православный христианин, уже избавившись от недуга.
Могу рассказать о человеке, который в своей порочной жизни дошел до того, что лишился всего: у него разрушена семья, он лишился работы и оказался никому не нужным. Когда он обратился к нам за помощью, жизнь его заключалась в том, что он нанимался к знакомым и жил в коллективных садах на приусадебных участках. Но вот уже шесть лет живет трезво, у него поменялось отношение к жизни, он стал церковным человеком, обрел веру.
Я могу приводить много примеров, когда меняется жизнь не только у человека, но и в семье. Нередко на занятия приходит не сам страждущий, а кто-то из его родственников. Вспоминается, как к нам пришла женщина, муж которой страдал пьянством. Она приходила, молилась. Случилось так, что и с дочерью возникли проблемы: она совершила преступление и попала в места лишения свободы. Наверное, это был в какой-то степени Промысл Божий, потому что в тюрьме дочь приобщилась к вере, у нее был голос, и она стала петь в церковном хоре. А мама принимала активное участие в жизни нашего общества, в консультациях, проводила беседы с родственниками страждущих. С тех пор прошло более двенадцати лет. Слава Богу, и она живет трезво, и муж встал на путь трезвой жизни, они стали церковными людьми.
Вопрос телезрительницы из Рязани: «Объясните, как поминать усопших? Я стараюсь, чтобы на поминках было больше сока, чтобы водкой не поминать, но у меня все вокруг пьющие, для них водка и вино важны. Как донести до людей, что на похоронах, поминках не приветствуется пить?»
Недавно прошла Радоница: многие были на кладбищах, где нередко поминовение усопших превращается в попойку. В нашей христианской традиции никогда не было такой практики, чтобы по усопшему человеку употребляли то или иное опьяняющее вещество. Эта практика укоренилась в тот период времени, когда мы отошли от традиций. Нередко люди считают правильным на поминках наливать стакан (стопку) водки и класть сверху корочку хлеба.
Никто не задумывается, для чего и с какой целью это делается. Когда мы спрашивали у людей, почему они это делают, они отвечали: «Такая традиция». А кто эту традицию установил, с чем она связана, каков ее смысл – люди не могут дать вразумительного ответа. Ответ пришел естественным образом, когда я узнал, что Иоанн Кронштадтский водку называл «кровью сатаны». Когда мы воспоминаем Христа и употребляем вино как таинство, как вещество для Евхаристии, дьявол тоже хочет, чтобы о нем как-то помнили. И я не вижу другого смысла в водке и корочке хлеба, как тот, что это глумление над Евхаристией. К нашим христианским традициям подобное не имеет абсолютно никакого отношения.
При языческих тризнах существовала такая практика: когда приходили на могилу умершего человека, то старались вести себя так, словно были в состоянии опьянения. Смысл очень простой: раз этот человек теперь не может выпить и разделить с нами такое общение, то в память о нем мы это и делаем.
Обычай употреблять алкоголь в те или иные случаи жизни тоже не имеет к христианству никакого отношения. В древнегреческой мифологии существовал греческий бог Бахус (или Дионис) и определенный культ поклонения этому богу, который выражался в вакханалиях. Служителями культа были женщины-вакханки. Когда человек приходил на вакханалию, слышал громкую ритмичную музыку, признаком выражения любви к Бахусу являлось то, что человек вводил себя в состояние опьянения. Чем больше он вводил себя в состояние нетрезвости, тем больше выражал любовь к тому богу, которому поклонялся. В римской мифологии этот бог называется Либер. Возможно, и слово «либерализм» отсюда произошло.
К нашей христианской традиции эти культы опять же не имеют никакого отношения. Апостол Петр в Первом послании говорит: «Трезвитесь и бодрствуйте, ибо враг ваш дьявол, аки лев рыкающий, непрестанно ходит, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою».
Трезвость – наша христианская добродетель. Введение себя в состояние опьянения, тем паче когда это сопровождается громкой музыкой, – это религиозный культ служения Бахусу. Мы, христиане, должны осознавать и понимать, что есть ложь, что истина, что правда, что путь спасения и какие на этом пути встречаются препятствия, то есть ясно должны для себя найти ответ – что есть христианский путь, а что – пагуба.
В интернете есть сайт http://trezvenie.org/ – это официальная страница православного братства «Трезвение»?
Да, это совместный проект Иоанно-Предтеченского братства Русской Православной Церкви и Свято-Владимирского братства Украинской Православной Церкви. Мы вместе поддерживаем этот ресурс. Свято-Владимирское братство названо в честь священномученика митрополита Владимира, который одним из первых принял мученическую кончину; в дореволюционное время он был покровителем трезвенного движения. На этом информационном ресурсе мы пытаемся освещать нашу деятельность.
Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: «Не продавай то, что Бог тебе дал даром». Может, с этого начинается трезвение? Мы не должны продавать свою совесть, а пьянство и все остальное – это следствие: когда мы начинаем продавать совесть, тогда все и начинается. Как Вы думаете?»
Я бы не стал комментировать и согласился бы с этим. Пьянство начинается не когда человек употребляет те или иные психоактивные вещества, а когда он лишается трезвости, лишается Божественного дара, неважно, за чечевичную похлебку или бутылку алкоголя. Действительно, важно хранить свою совесть в чистоте. Когда человек ставит перед собой задачу и ее реализует, старается не размениваться ни на какие мелочи, он и живет трезво.
На сайте http://trezvenie.org/ есть Устав Иоанно-Предтеченского братства, одна из задач которого – возрождение традиций православной трезвости и трезвения. Расскажите, что это за традиции.
К сожалению, в обществе распространено мнение, что русские люди – пьяные люди, что пьянство является национальной чертой русского характера и русские люди обязательно в праздник должны напиваться. Мы с этим не можем согласиться и говорим, что нравственная ценность – это христианская добродетель и что наш народ всегда жил трезво. До революции душевое потребление алкоголя в России не превышало 4-х л в год. Для сравнения: во Франции – 21 л на душу населения, в Великобритании – 12, в США – 8. Сравнивая эти показатели, мы видим, что русские никогда не были пьющим народом, мы всегда были народом трезвым. В настоящее время в федеральных государственных образовательных стандартах есть документ «Концепции духовно-нравственного воспитания», в котором говорится о воспитательном идеале, – этот воспитательный идеал для русской культуры черпается в Библии. Из Библии мы берем основы многих нравственных ценностей, как сейчас их называют – базовых национальных ценностей. Недавно мы проводили конференцию, которую так и назвали: «Трезвость – базовая национальная ценность». С утверждениями, что русские – пьяные, что трезвость – это только мечта, нельзя согласиться. Этот аргумент исторически невозможно доказать.
Трезвость как ценность и трезвение как процесс духовно-нравственного совершенствования личности человека, как путь к святости присущи нашей культуре и нашим духовно-нравственным традициям. Этим мы и занимаемся, когда говорим о возрождении традиций трезвости и трезвения.
Ваше общество называется братством. Можно ли говорить, что это братство людей, близких и одинаковых по духу?
Конечно. В настоящее время наше Иоанно-Предтеченское братство объединяет более 200 обществ трезвости, которые расположены в 74 епархиях Русской Православной Церкви. Условие того, что человек становится членом Общества трезвости, – он дает Богу обещание жить трезво.
Когда мы говорим о трезвости как о ценности, нужно знать, как сделать так, чтобы человек усвоил эту ценность. Единственное условие, при котором человек любую ценность усваивает как личное достояние, – то, что он ее проживает. Можно много об этом говорить, много этому учить, но если не создать условия, чтобы человек прожил эту ценность как жизненно необходимый факт, человек ее не усвоит. Братство создает такие условия.
При этом нужно сказать, что это не единственная цель и задача, которую мы ставим в своей деятельности и нашем братском общении. У братства много других просветительских целей: оно занимается реабилитацией, помощью людям, страдающим патологическими зависимостями, не обязательно только пьянством и наркоманией – в настоящее время появился спектр других зависимостей: интернет-зависимость, онлайн-зависимость, шоппингомания (форма аддиктивного поведения), игровая и другие. Помимо этого братство занимается издательской деятельностью, научными исследованиями. Действительно, братство – это сообщество людей, которые сами живут трезво, стараются этой трезвостью свидетельствовать свой образ жизни другим людям и занимаются другими делами просвещения.
Что такое обет трезвости, что это за обещание?
Такая обетная практика достаточно широко была распространена в Церкви, в настоящее время эта традиция возрождается. Обет – форма обещания Богу. Епископ Петр (Екатериновский) говорит, что это есть выражение богопочтения. Иными словами, это поступок, которым человек не обязан никаким правилам, это есть выражение его личного отношения к Богу.
Такая практика существовала в дореволюционной России. Начиная со второй половины XIX века было масштабное трезвенное движение, которое привело к тому, что в 1913 году впервые решением Священного Синода было принято провести 11 сентября праздник трезвости, а с 1914 года делать это ежегодно.
С одной стороны, это форма, объединяющая людей, давших Богу обещание жить трезво. С другой стороны, очень многие люди, страдающие от той или иной зависимости, вокруг себя не видят людей, которые жили бы трезво.
Я уже говорил, что трезвость – форма подвига, но это еще и форма проповеди, если мы живем трезво. Когда мы в братстве обсуждали, в чем заключается наша основная миссия, то приняли такую словесную формулу: для нас это свидетельствование о Христе радостью трезвой жизни. В настоящее время очень многие люди трезвость воспринимают как некую патологию, считают, что трезво жить – это удел язвенников, которые хотели бы употребить алкоголь, но не могут этого сделать. Мы пытаемся рассказать и показать своей жизнью, что есть другое отношение к проблеме, другой взгляд на это явление в нашей жизни.
Спасибо Вам за то, что рассказали о деятельности православного братства «Трезвение» и о пагубных привычках, зависимостях, с которыми каждому из нас, и не только христианам, нужно бороться.
Ту радость, к которой призывает нас Христос, мы утратили в своей жизни. Мы привыкли к искусственному состоянию нетрезвости. Происходит это потому, что мы удалились от наших христианских традиций. Давайте к ним вернемся. Вспомним слова, которые нам говорил Христос: «Радости вашей никто не отнимет у вас», – а связаны они с Его Воскресением, той величайшей победой, которую Он совершил в Своей жизни. Давайте мы войдем в эту победу, вернемся к этим традициям, тогда мы изменимся – и изменится жизнь вокруг нас.
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.