Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (818) → Протоиерей Андрей Канев: Необходимо сделать паузу

Протоиерей Андрей Канев: Необходимо сделать паузу

№17 (818) / 5 мая ‘15

Уроки Православия

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Ученик пришел в библиотеку и ему хочется прочитать все книги. Но ему необходимо сделать паузу в своих порывах и научиться азбуке. И даже если он умеет складывать буквы в слога, а слога в слова и читать довольно бегло, то еще не сможет прочитать и понять серьезных книг.

Так же и с активностью. Человек, приходя в Церковь и пытаясь бороться с несовершенством окружающего мира, не научившись бороться с грехом в себе, делает большую ошибку, потому что он потеряет себя.

И вновь цитата из статьи о. Андрея Ткачева о людях, которым не удается сидеть спокойно и которым обязательно надо исправлять несправедливую жизнь и, разумеется, бороться со злом. Автор пишет: осторожно подхожу к одному такому и спрашиваю: «Далеко собрались, товарищ?» – «Иду, – отвечает, – в общем порыве менять жизнь к лучшему. Хватит злу безнаказанно над человечеством издеваться». – «А что конкретно делать будете, товарищ?» – спрашиваю. – «Пока не знаю. Но делать же что-то надо. Нельзя же сидеть сложа руки!». Он уходит, уносимый морем подобных энтузиастов, поднимая пыль и этой же пылью дыша. А я остаюсь на месте и повторяю про себя им сказанные слова: «Что делать, не знаю, но надо же что-то делать»...

Протоиерей Андрей Канев: – Можно привести пример, когда пожар тушат маслом или бензином. Льют, бегают от цистерны к этому пожару и снова льют бензин. И удивляются: пожар все больше становится. Значит, надо тушить еще больше! Надо бежать еще быстрее, еще больше зачерпывать бензин, лить на пожарище. Именно такой рождается образ.

Почему? Наблюдение за людьми, зараженными такой горячкой, дает возможность увидеть, что эта горячка основана на гордости; это видно из того, что человек считает себя и способным, и вправе исправлять окружающую обстановку. Причем исправлять средствами совершенно нехристианскими, каковы агрессия, немирность, неспокойствие, способность к быстрому осуждению – записывание во враги несогласных и инакомыслящих, наклеивание всевозможных «ярлыков». Это и является показателем того, что в человеке очень крепко сидит гордость.

Причем заметить эту самую затаившуюся гордость нетрудно – если быть к себе внимательным. Когда она толкает нас «на борьбу за лучшую жизнь», «на поиск справедливости» и на прочие горячечные дела, то обнаруживает себя во вполне конкретных проявлениях.

Протоиерей Андрей Канев: – Например, отсутствие послушания. Бывает, человек, начитавшись какой-нибудь апокалиптической книжки без автора и без духовной цензуры, начинает осуждать Церковь, или иерархию, или духовенство, или своих собратьев. Все тот же горячечный принцип: все вокруг плохие, я сейчас буду их исправлять или буду с ними бороться. Очень горестное состояние. Такой человек не слышит других, он убежден в своей правоте, хотя может и не знать основ веры, заповедей, Евангелия. Человек, приходя в Церковь, сначала должен сделать паузу, должен признать себя учеником начальной школы, чтобы спокойно поучиться основам веры.

Отец Андрей говорит о такой учебе, исходя из практики приходский жизни – отталкиваясь от тех случаев, когда горячечные люди хотят, как лучше, а получается, как всегда. И тот неугомонный брат, похожий на Павку Корчагина, с рассказа о котором мы и начали сегодняшний урок, такой не один. Когда-то в наших программах с о. Андреем мы приводили очень показательный пример. Тогда речь шла о приходском Обществе милосердия, когда храм в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы находился еще в пансионате для престарелых и было задумано создать в пансионате православную смену сотрудников из своих же прихожанок. Предполагалось, что туда войдут специально обученные женщины, которые будут оказывать помощь немощным старикам – тем, которых уже перевели в отделение лежачих.

Такие люди, конечно, особо нуждались и физической и в духовной заботе. И опыт показывал – лежачими им в суровых казенных условиях оставалось быть недолго, а потому оказывать милосердие в такой ситуации – дело наиважнейшее и спасительное.

Идея была благая, а вот ее результаты оказались весьма плачевными – и поучительными. Выяснилось, что именно те женщины, которые горячее других откликнулись на призыв поработать в пансионате, сами больше всего нуждались и в помощи, и в милосердии. Они рванули помогать другим, чтобы сбежать из дома – от тех дел, которые когда-то там наворотили. И теперь им нужны были новые проблемы, чтобы не решать старых… Увы, подобное происходит нередко. Почему? И что можно в таких ситуациях делать с пользой для себя и окружающих? Об этом мы поговорим дальше.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс