Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Протоиерей Андрей Канев: Равнодушие опасно для жизни духовной

Протоиерей Андрей Канев: Равнодушие опасно для жизни духовной

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Уроки Православия

При подготовке к этой программе я часто сталкивалась с цитированием эпиграфа к книге «Заговор равнодушных»: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на земле существуют предательство и убийство». И судя по всему, многие находят эти слова справедливыми. Действительно, равнодушие опасно – оно мертвит человека. Состояние, когда душа на все реагирует одинаково ровно, т.е. состояние безучастное, лишенное интереса, не дает человеку возможности быть включенным в жизнь, иметь здоровые отношения с людьми, проявлять самые разные чувства. Тем более опасно такое состояние для жизни духовной, потому что оно не дает человеку возможности бороться со злом. Но что надо понимать под злом?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Что такое зло, с человеческой точки зрения? Мы придем к простому выводу, что злом будет все, что вокруг меня: мир злой, окружающие злые. В итоге, если упростить эту схему окажется, что я вполне ничего, неплохой человек, а мир вокруг меня злой и несправедливый. Поэтому, чтобы мне было комфортнее, я должен попробовать изменить окружающее.

Хотя бывают и очень искренние, горячие люди, которые не по упрощенно-эгоистическим понятиям живут, а горят какой-то высокой идеей изменения мира вокруг себя. Могу привести пример. Был у меня случай в храме – пришла очень активная женщина, которую я знал по строительным делам, желающая принять Крещение. Пригласил на оглашение, на беседы. Эта женщина споткнулась буквально на первых беседах, когда речь в них идет о происхождении зла: что есть сатана, как источник зла в мире, что человечество испорчено этим злом, что мир во зле лежит и несправедливость, о которой мы говорим, это всего лишь законный результат того, что с миром произошло. И в мировоззрении христианина должны быть твердо выстроены эти понятия: что мир вокруг себя не изменить, что все беды закономерны, поскольку Адам и Ева согрешили и весь мир проклят из-за этого греха. Все беды мира являются закономерным следствием того страшного события, общечеловеческой трагедии, общекосмической, надо сказать, трагедии, когда человек, созданный для рая, согрешил. Этот мир имеет своим логическим завершением как раз такое развитие зла и несправедливости, что дальше уже будет невозможно жить человечеству и Господь придет уже как Судья и прекратит зло.

В христианском понимании, мы должны это рассмотреть и увидеть, что не поставлена нам задача устраивать на земле общество абсолютной справедливости, христианского социализма, братства, равенства и прочее. Нет задачи у современного христианина устраивать на земле рай. Это только большевики пытались сделать. Мы с вами знаем, касаясь истории XX века, какими океанами крови пытались устроить рай на земле. Чем это закончилось? Какая это была борьба за справедливость?

Люди всегда понимали справедливость неоднозначно. Для кого-то это понятие означает свободу и равенство, а для кого-то – любовь. Как пишет об этом прп. Максим Исповедник, есть справедливость человеческая – это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. А есть справедливость Божественная – это страдание за тех, кто впадает в грех… И уповать на эту Божественную справедливость может лишь тот, кто считает себя грешником и приносит за это покаяние. А прп. Исаак Сирин предлагает не путать эти два понятия на таком примере: «Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб! Христианство – это путь любви, которая выше закона». Хотя законы и правила духовной жизни при этом все же не отменяются.

Протоиерей Андрей Канев: – Человек, который имеет христианское мировоззрение и правильную веру, знает Евангелие и помнит, что Господь говорит: «не любите мира и то, что в мире». Да, мы живем в мире, безусловно, мы – мирские люди, но есть вещи, которые человек не исправит и не изменит. Так вот, эта женщина, если к ней вернуться, очень огорчилась тому, что есть сатана и сказала: «Я ни в какого сатану не верю! Ничего такого нет, я – хороший человек, ничего плохого не делала, и креститься я не буду!»

И это очень хороший вывод, нормальный результат – человек понял, что он не готов ко Крещению, не готов для борьбы за свою душу. Кто-то может подумать, что мы несчастному человеку не о Христе, а о сатане рассказали, напугали. Конечно, о Боге ей рассказали, но нельзя готовить воина и не сказать, что будет война. Христианин должен готовиться к духовной войне, она будет, хотим мы этого или нет. И закономерно, что эта активность не дала принять Евангельское учение моей знакомой. А это горячий, активный человек, такой активный, что порой бывает даже очень неуютно от такой активности. Человеку, который считает, что все делает правильно, как положено, по справедливости, такому человеку очень трудно признать первую правду, что он сам грешник.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс