Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Протоиерей Андрей Ткачев. «Религия сердца». Обновить внутреннего человека

Протоиерей Андрей Ткачев. «Религия сердца». Обновить внутреннего человека

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Книжная полка

«Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим: сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или клянем». Этими словами святителя Тихона Задонского можно определить главную тему новой книги известного миссионера, писателя и публициста протоиерея Андрея Ткачева – «Религия сердца». Это размышления о глубине Православной веры, о духовной жизни в современном мире и о многом другом.

Открывает книгу статья на тему, которая вынесена в название книги. Автор считает, что христианство не есть религия внешних повелений и запретов: христианство есть поклонение Богу в духе и истине. Вера наша должна в первую очередь обновить внутреннего человека. Тогда исправленный и очищенный внутренний мир неизбежно проявит себя вовне, исцеляя и правильно формируя мир внешний. Собственно, внешний мир претерпевает благие изменения только тогда, когда действует в этом внешнем мире обновленный изнутри человек. Жизнь внутреннего человека, жизнь перед Лицом Того, Который «видит тайное и воздает явно», есть вера наша.

Говоря о внутреннем человеке, священник предлагает обратиться к главной христианской молитве – «Отче наш». «Да святится имя Твое» – сказано в ней сразу после призывания Отца. Мы можем и должны говорить о том, отмечает автор, что главной славой Бога является Его вселение в человека. Войти внутрь мира нашего, все освятить Своим присутствием внутри сердца человеческого хочет Господь. И не можем мы прославить Его как должно, пока не станем Его храмом и Его обителью. В Солнце и Луне прославиться, а в человеке нет, – разве это подлинная слава для Творца? Отнюдь. Связав именем Своим бездны, положив печать имени Своего на весь созданный мир, Господь хочет, чтобы человек дал место славе Божией внутри себя самого. «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс. 85, 11), говорит пророк, и мы да просим того же.

По словам отца Андрея, вся молитва Господня касается внутреннего мира человеческого, а значит, и произноситься должна не устами только, но и нутром, той утробой, о которой сказано: «Дух прав обнови во утробе моей». Тем нутром и глубиной души, о которой пишется: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой». Так, из глубины сердца молясь, часто призывая Отца, Который на Небесах, будем двигаться к тому, чтобы исполнились на нас слова Павловы. Апостол преклонял колена пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа «да даст нам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши» (См.: Еф. 3, 14–17).

Автор говорит и о том, почему христианство невозможно выдумать. По словам отца Андрея, «это не философия, не придуманный культ. Это факт, яркий, как вспышка. Имя этого факта звучит непривычно, странно, удивительно: Бог стал Человеком. Если говорить словами Писания, то «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Бог! Слыша это великое слово, человек вспоминает все превосходные качества. Всесильный, премудрый, вездесущий. От Него ничто не скрыто, Он знает и видит все. Он содержит все и управляет всем. Одно из Его имен – Вседержитель. Что будет, если Он сойдет на землю? Древний праведник представил это, и вот какие слова вырвались из его души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду» (Ис. 64, 1–2). Но вот Он сошел, и не растаяли горы. Зато ангелы запели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).

«Он сошел странно и тихо, как роса на иссохшую землю. Он родился без семени мужа от Духа Святого и Девы Марии и стал Человеком. В раннем детстве Он успел побывать беженцем, и на руках Матери в Египте спасался от меча иродовых солдат. Потом, вернувшись в землю Израиля, Он прожил скромно и незаметно до 30 лет – до возраста, позволявшего проповедовать». Потом было Крещение Господне, 40-дневный пост в пустыне – и выход на проповедь. По словам автора, «эту проповедь можно сравнить с яркой вспышкой света для людей, привычно сидящих в темноте. Христос говорил о том, что приблизилось Царство Небесное. Наступило время каяться и веровать в Евангелие. Слово Свое Он подтверждал делами.

Что сказать об этих делах Иисуса Христа? Как говорит отец Андрей, «со временем один из евангелистов заметит, что если бы описывать их подробно, то и весь мир не вместил бы написанных книг (см.: Ин. 21, 25). В этих трудах Христос провел около трех лет. Как свеча, зажженная и поставленная на подсвечнике, Он не мог утаиться. О Нем услышали всюду. Но не любовью и не радостью откликнулись сердца многих в ответ на Его приход и Его деятельность. Приближалось время Ему стать Жертвой. Он знал об этом. Более того – для этого Он и пришел. Он знал не только о Своей смерти, но и о том, как именно Он умрет, – на Кресте.

Когда злодеяние совершилось, и Христос умер на Кресте, для тех, кто Его ненавидел, по словам автора, настало мрачное торжество. Но оно длилось недолго. Ни гроб, ни смерть Христа не удержали. Он Воскрес! Он жив, и смерть над Ним не имеет больше никакой власти. Яркой вспышкой в ночи греха было Христово Рождество. Вспышкой света для сидящих во тьме был Его выход на проповедь. Но самой яркой вспышкой стало Его Воскресение. Доныне и вовеки сияет и будет сиять свет Божий из пустого гроба, в котором на малое время уснул Безгрешный Господь. Вот оно, христианство… Теперь проповедь о Воскресшем предстояло разнести по всему миру.

Кто уверует, примет Крещение и отпущение всех грехов, тот обручится с Иисусом как с Царем грядущего Царства. И совершилось все это, когда Дух Святой сошел на апостолов, когда была им подана непобедимая сила и смелость свидетельствовать о Христе умершем и Воскресшем. Духовная свобода, братская любовь, предчувствие будущей жизни – вот что такое христианство. Ненависть к греху, любовь к праведности и стремление к святости – вот что такое христианство. Это дар Божий для всего человечества.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс