Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Во время Великой Отечественной войны пострадали не только миллионы сражавшихся за Родину солдат. Ее осколки, в прямом или переносном смысле, задели каждую пядь Русской земли, и эхо войны слышалось не только в местах боевых действий, отозвалось оно и в судьбе русских храмов.
История Санкт-Петербургского собора в честь Воскресения Христова, чаще называемого в народе Спас-на-Крови, началась с трагического события. 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (сейчас он носит имя Грибоедова) террористами был смертельно ранен император Александр II, которого за отмену крепостного права в народе называли царем-Освободителем. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели часовню или памятник.
С. Климова, старший методист музея-памятника «Спас-на-Крови» (г. Санкт-Петербург): – Император Александр III на это решение городской Думы внес свое предложение: построить храм, и чтобы место гибели было под сводами храма. Так что, когда проводились конкурсы на постройку храма, царь выбрал проект, особо выделяющий место гибели.
Новому императору особенно понравился проект храма архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Строительство мемориального собора растянулось на 24 года, но за это время был создан настоящий шедевр. Кажется, храм вырастает прямо из канала. Высота главного купола 81 метр – в память года, когда был убит государь Александр II. В архитектуре храма есть сходство с собором Василия Блаженного в Москве. Создатели Спаса-на-Крови хотели, чтобы храм, посвященный памяти Александра II, нес в себе великие образцы древнерусского зодчества. Уникально внутреннее убранство. Под сводами собора находится более 7 000 м2 мозаичных изображений. Это единственный в России полностью мозаичный храм.
С. Климова: – Храм создавался в знак покаяния народа за убийство своего царя. Идея этого храма, его посвящение Воскресению Христову, нашла отражение в западной, мемориальной его части. Само место гибели императора выделено сенью: сень – символ святости, благодати Божией. Она создавалась по типу Мономахова трона в Успенском соборе Московского Кремля. Таким образом подчеркивается святость памятного места и той жертвы, которую принес император за свой народ, и то, что именно император погиб здесь, на набережной канала. Ведь под подобными шатрами молились русские цари в храмах.
Мозаика на стенах повествует о страданиях, мученической кончине Иисуса Христа. Для каждого из нас – это образ на-дежды на вечную жизнь. А тот, кто особо чтит память императора Александра II, утешается мыслью, что милостивый Господь не оставил без Небесной награды земного государя, принявшего здесь мучения.
С. Климова: – Идею богоустановленности царской власти отражает икона над окном «Яко Царствие Твое», где есть изображение новозаветной Троицы, пророков, апостолов и ангелов, которые подают венцы русским царям и царицам.
Собор Воскресения Христова не был приходским, там никого не крестили, не отпевали, в нем совершались службы, посвященные памяти Александра II; после каждой Литургии совершали литию по императору.
Убранство собора поражает своей красотой. Авторы эскизов мозаичных икон – известные русские художники: «Воскресение Христово» (М.В. Нестеров), «Несение креста» (В.М. Васнецов), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (В.В. Беляев), «Христос во славе» (Н.Н. Харламов). Принадлежавшие к разным художественным направлениям, они создали удивительно красочный ковер мозаики. В иконостасе расположены иконы, созданные по эскизам В. Васнецова.
С. Климова: – Здесь Спаситель в славе Своей изображается в окружении Сил Небесных и Евангелие раскрыто на словах, с которыми Он возносился на Небеса: «Се Я с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь».
На одной из икон изображен Небесный покровитель убиенного императора святой благоверный князь Александр Невский, очень почитаемый на Руси, особенно в Петербурге. Художник М.В. Нестеров создал образ князя, молящегося перед битвой у иконы Божией Матери.
С. Климова: – Образ – единственный сейчас в киоте, очень светлый, выделяющийся на фоне темного камня, тончайше подобранный по цвету образ. Мы видим Воскресшего Спасителя, выходящего из гроба на фоне проема пещеры. На гробнице надпись: «Где ты, смерти жало? Где ты, ада победа?». Христос, победивший смерть.
Внешне храм получился необычно ярким и мозаично пестрым...
С. Климова: – Собор снаружи отделан облицовочным кирпичом. Сочетание красно-коричневого кирпича и беломраморных наличников в кокошниках создает праздничность, красочность. Иногда удивляются, почему храм, поставленный на крови, вдруг такой красочный и радостный? Так ведь Воскресение Христово, преодоление смерти!
В 1930 году собор закрыли. Невероятно, но великолепный мозаичный храм пытались осквернить устроенными здесь овощехранилищем, мастерскими, складом декораций оперного театра. Его не раз хотели взорвать. Так, в 1941 году было решено взорвать церковь как объект, не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности. В стенах уже были просверлены отверстия, заложены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников прямо от стен храма отправили на фронт. С началом войны у руководства страны появились дела поважнее, и про собор, казалось, совсем забыли. Но ведь не могло находиться долго пустым такое большое здание. Храм Воскресения Христова в военное время стал использоваться как морг, где штабелями лежали тела умерших от голода или убитых во время артобстрелов и бомбардировок ленинградцев. Что ж, у Бога все живы, и, может быть, этих страдальцев отпевали сами ангелы.
С. Климова: – Конечно, здесь особое ощущение, потому что эти неотпетые люди находились в храме, и это храм Воскресения.
К распятию на стене храма часто приходили блокадники. Здесь они молились о себе и о своих близких, просили помощи Божией. И никто тогда не знал, насколько велика будет Божия милость, и что сбережет Господь не только этот храм, но и сохранит жизни многих, казалось бы, обреченных на смерть людей.
В самом начале войны один из тысяч снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду, попал в храм и пробил главный купол. Скользнув по своду, снаряд оказался во внутренней пазухе. Повреждения были видны, но их особо не замечали, так как храм готовили к взрыву.
С. Климова: – Снаряд пролежал в этой пазухе 20 лет, его обнаружили верхолазы в 1961 году.
Такова сила святого места. Храм уцелел вопреки и советской власти, хотевшей взорвать его в мирное время, и фашистов, выпустивших 150-килограммовый снаряд.
Все вынес Спас-на-Крови. Сегодня это государственный музей, куда приходят тысячи петербуржцев и гостей города, и ангел, предстоящий у его алтаря, внимает произнесенной здесь вслух или про себя молитве.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.