Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Аман Гумирович, Ваши Преосвященства, уважаемые архипастыри Кузбасской митрополии, Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Всеволод, дамы и господа, братья и сестры!
В этот знаменательный день всех вас сердечно приветствую и поздравляю с участием в работе Первого Кемеровского форума регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора. Столь широкой аудиторией мы впервые собираемся на особой дискуссионной площадке, поэтому мне бы хотелось в преддверии избранной основной темы наших обсуждений, посвященной «человеку труда», очень кратко для всех Вас обозначить некоторые вехи более чем двадцатилетнего пути Собора.
В качестве предложения по проведению первого Кемеровского форума мы вместе с сопредседателями и членами Общественного совета единогласно имели суждение о том, что, коль скоро все мы проживаем в промышленном Кузнецком крае, – то правильно было бы поднять вопросы и обсудить проблемы, связанные с темой «человека труда». Тема, которую мы тогда сформулировали, звучит так: «Человек труда: духовно-нравственное воспитание и профессиональное призвание, гражданская позиция, роль в обществе».
Тема действительно очень важная, она затрагивает и профессиональные, и нравственные измерения наших сограждан. Огромное количество вопросов, неразрешенных проблем сегодня находится на повестки дня, к числу которых относятся: стимулирование занятости населения посредством расширения предпринимательства и развития малых и средних предприятий; формирование информационной культуры в продвижении человека труда; забота по улучшению духовно-нравственного климата для соотечественников, проживающих на территории нашей малой родины, и т.д. Несомненно, многие трудности уходят или минимизируются благодаря мудрому руководству Администрации Кемеровской области во главе с губернатором Кузбасского региона Аманом Гумировичем Тулеевым. Вместе с тем надеюсь, что каждый из модераторов секций ВРНС вчера смог выработать конструктивные предложения по еще большему улучшению качества жизни человека труда.
Что такое труд, понятно каждому: человек работает и производит на свет определенные материальные блага и ценности. Как бы странно это ни звучало, но труд является одним из проявлений любви. Если же труд перестает быть проявлением любви, внутреннего состояния человека, то такой труд очень часто идет не во благо, а во вред людям.
Есть и другое понятие, которое следует воспринимать как проявление внутреннего состояния человеческой личности, именуемого любовью. Оно выражается хорошо известным словом «справедливость». Труд, солидарность и справедливость в идеале должны быть проявлением человеческой любви, внутреннего состояния человека. Когда мы говорим, что труд, солидарность и справедливость – это проявление внутреннего состояния человека, проявление любви, мы говорим о важнейших, фундаментальных ценностях человеческой жизни.
Что происходит, если труд отрывается от нравственного начала? Чаще всего такой труд имеет своей целью извлечение прибыли. Все нравственные и даже законодательные нарушения в сфере труда происходят от того, что труд используется ради извлечения прибыли, которая идет на удовлетворение эгоистических потребностей человека. Когда имеет место такой труд, его результаты чаще всего не приносят блага человеческому обществу.
Труд является частью человеческих усилий в сфере экономики. Поэтому и экономика должна быть связана с нравственной природой и нравственным началом человека, а значит, и с любовью. Кто-то может улыбнуться и сказать: «Непонятно». Приведу вам конкретный пример: экономический кризис больно ударил по предприятиям, по каждому из нас, ударил по всему миру. Какова природа этого кризиса? Она заключается в том, что деньги были оторваны от труда. Капитал – это и есть овеществленный в ценностях человеческий труд. Если капитал перестает быть эквивалентом труда, то происходит уродливое и преступное развитие экономики, когда деньги превращаются в мыльный пузырь, который, в конце концов, лопается.
Экономика может быть устойчивой, развивающейся, нравственной тогда, когда деньги и капитал являются результатом человеческого труда, когда деньги являются эквивалентом реальных ценностей, производимых человеком. Есть сферы, где деньги являются лишь следствием игры на бирже на повышении или понижении котировок, на обменных курсах. К сожалению, сегодня в мире огромное количество капитала создано таким безнравственным путем, когда труд оторван от денег, а деньги оторваны от труда.
Где же здесь любовь? Где нравственное начало? Здесь только желание во что бы то ни стало иметь миллионы и миллиарды, и безразлично, что произойдет с другими, лишь бы мне заработать. Труд полностью отчуждается от нравственного начала. Нет никакой любви, а есть лишь поле жесткой борьбы и обман, который обрушивается на человечество такими страшными последствиями, как нынешний экономический кризис.
Теперь важно сказать и о солидарности. Солидарность – это способность человека разделять с другим радость и скорбь, соучаствовать в каком-то деле с другим человеком. Без солидарности человеческое общество существовать не может. Если мы разрушаем чувство и практику солидарности, мы перестаем быть жизнеспособным обществом.
Чем солидарней общество, тем оно сильнее. Чем большая солидарность между людьми, тем сильнее человеческая личность. Для того чтобы солидарность была практикой жизни, нужна справедливость, которая очень тесно связана с экономикой. Обычно безнравственная экономика порождает несправедливые общественные отношения. Каждый человек в состоянии производить, особенно используя современные средства, гораздо больше ценностей, чем он потребляет; на этом основано все экономическое развитие. Куда же идет все то, что было создано каждым трудящимся? Нам нужны эти средства для того чтобы защищать Родину, для того чтобы развивать образование, науку, культуру, спорт, строить дороги, следить за экологией. На все это нужны деньги, и общество должно научиться справедливо перераспределять тот избыточный продукт, который производит каждый человек. Если же в обществе не существует механизмов справедливого распределения избыточного продукта, если плоды человеческого труда направлены на обогащение узкой группы людей, тогда никакая солидарность в обществе невозможна, потому что развивается зависть, растет потенциал ожесточения и конфронтации.
Там, где труд, справедливость, солидарность, – там и любовь, любовь Христова, любовь, к которой нас призывает Бог, которая только и должна быть основой жизни человеческого общества.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.