Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (812) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «У нас всегда есть точка возврата – это Сам Бог...»

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «У нас всегда есть точка возврата – это Сам Бог...»

№11 (812) / 18 марта ‘15

Архипастырь

Всех вас поздравляю с приближающейся весной духовной, как Святая Церковь называет время Великого поста. Сейчас вместе с вами я хотел бы обратиться к тексту Священного Писания, апостольского Послания, которое мы только что слышали за Божественной литургией. В этом апостольском Послании мы найдем самое драгоценное – золотое правило поста. Что такое пост и для чего он совершается. Только ли это ограничение в пище или это некое особое делание. Как относиться к людям, которые не постятся тогда, когда ты постишься сам. Об этом сегодня и Послание святого апостола Павла к Римлянам. Вот это послание:

«Братия, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Римл. 13, 11–14, 14, 1–4).

Время Великого поста – это время нашего выбора, совершенно свободного и решительного. Выбор этот заключается в том, что, упражняясь во время Великого поста в воздержании и в горячей молитве, мы совершаем, пожалуй, самый непростой подвиг – подвиг по отношению даже не к себе, а по отношению к другим. Сегодняшнее чтение Апостола говорит нам удивительные слова. Каждый стоит перед своим Господом или падает перед Ним. Кто ты, чтобы осуждать чужого раба?

По-настоящему каждый из нас, являясь созданием Божиим, созданным по образу и по подобию, стоит перед своим Создателем. Когда, бывает, мы это забываем, нам кажется, что человек стоит перед нами, а не перед Богом, кажется тогда, что мы имеем право осуждать, винить этого человека, имеем право спорить с ним не для того, чтобы помочь ему найти Бога, но для того, чтобы найти для себя раба.

Время поста – это время, когда мы освобождаемся не только сами от рабства греха, но, когда освобождаем тех, кого поработили себе в рабство своим осуждением, своим непрощением, своим гневом, своей яростью, своими ссорами, своим злым языком, своим помраченным сердцем. Это время света, когда при свете совершаем все дела свои, когда при свете не только кажемся благочинными, благоразумными, но совершаем дела благоразумные, когда знаем, что Бог света видит и тайное наше.

Время поста – это время моей силы не по отношению только лишь ко мне самому, это время моей силы по отношению к тем, кто находится рядом со мной. Как говорит сегодня апостол: не рассуждай с человеком слабым в вере о мнениях, принимай его слабым и стань его силой, и твоя сила для слабого в вере человека – это твое благочестие, это умение сохранять собственный мир, это умение быть человеком, поистине являющим в себе образ и подобие Божие.

Самая убедительная, самая сильная и непреодолимая проповедь – это проповедь собственного примера, это проповедь дела. Вспомни, как ты однажды падал. Если бы Бог не протянул тебе Своей руки, и если бы Он не восстановил тебя, не воскресил тебя, ты до сих пор находился бы во власти греха. Отдай не только себя, но и другого человека в эту власть, во власть прощения от Бога, ибо Бог добрый Пастырь, который не погубить пришел, но помиловать, не здоровых, но больных призвать во врачебницу, не смерти грешника хочет, но покаяния.

Когда ты совершаешь пост, не осуждай того, кто еще только делает первые шаги или вовсе еще не начал поститься. Не становись для него камнем преткновения, о который он разобьет свою веру, ведь подлинная вера дает человеку свободу. Научи этого человека благодарить Бога. Если ему еще тяжко решиться на физическое воздержание, призови его к духовной радости. А чтобы научить человека благодарить Бога, ты должен и сам благодарить Его, и Богу приятен и один, и другой.

Время поста – это время горячей и убедительной проповеди, и проповедником в это время становится каждый из нас, проповедуя милостивого Бога, Бога прощающего, но не бесконечно дозволяющего, а дающего еще одну надежду, чтобы подняться, Бога, который подставляет руку тому, кто нуждается в этой руке. Бог не прощает тех, которые не ищут этого прощения, Бог не милует тех, кто не живет надеждой на эту милость, да и сами никого не милуют и никогда не прощают. Бог прощает, милует и поддерживает тех, в ком находит для Себя место, а место для Бога – это мое воздержание, это моя добрая благочестивая жизнь, это моя молитва, это мой пост.

Самый первый шаг– это прощение. Прощение, которое освобождает нас от рабства греху. Если ты простишь кого-то, ты его освободишь, тогда и Господь тебя освободит. Когда ты не прощаешь и живешь злобой, ненавистью, живешь обидой и досадой, место, которое ты мог бы отдать Самому Богу, ты заполняешь своей похотью, и заботу о своей жизни ты превращаешь в похоть, которая наполняется ненавистью, раздражением, гневом, беспокойством. Шаг к посту – это и слова, которыми я обращаюсь к другим, это моя надежда и на мое прощение, это не просто слова: «…ну, извини, бывает». Нет, это слова покаяния: «больше не будет». Это слова, через которые ты сам становишься другим человеком, ты перестаешь быть рабом греха, в котором каешься.

Вспоминая сегодняшнее апостольское чтение, хотел бы еще сказать о надежде. Бог силен восстановить и воскресить всякого, Бог силен простить твой грех, каким бы тяжким, каким бы скверным, каким бы болезненным он не был. Сегодня Господь дает нам надежду, но это прощение дается как дар взамен на твое покаяние и изменение в жизни. Какой бы ни была твоя жизнь сейчас, она всегда может стать другой. Об этом и говорит апостол. Бог силен воскресить тебя, восставить тебя, поднять тебя. И пусть эта сила Божественной любви к каждому из нас сегодня вдохновит нас, и мы перестанем говорить себе, оправдывая свое пребывание во грехе, что ничего не исправить, что другим никогда не стану, что по-другому невозможно, что точка невозврата пройдена.

У нас всегда есть точка возврата – это Сам Бог, и через Него можно вернуть все – и утраченную совесть, омраченную грехом, и чистоту своей жизни, исковерканную дурными поступками, свое имя, оскверненное недоброй славой и вестью. Через эту точку возврата, через Бога можно вернуть все, только к этой точке нужно подойти, к Нему, к Богу. Итак, воодушевимся слова святого апостола: Бог всякого принимает и всякому дает спасение, и жаждущему жизни этой жизни даст. Бог силен воскресить любого. Аминь».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс