Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Больше года мы ведем эти передачи для того, чтобы помочь вам обрести точку опоры. Записано более 60-ти передач. Периодически возникает мысль их закончить, но мне приходится много бывать в разных городах, епархиях в качестве преподавателя Русской христианской гуманитарной академии и соработника на ниве трезвости (члена коллегии Синодального отдела по социальному служению). Приходится часто выступать перед священниками и простыми людьми, освещая вопросы трезвости и зависимого поведения. Многие подходят ко мне и благодарят за эти передачи. И тогда появляются новые силы для их продолжения.
Иногда меня спрашивают:
– Какая наивысшая точка опоры в душе человека?
– Дух любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою».
Каждый человек милостью Божией рождается в этот мир с определенными свойствами, способностями, с определенными талантами. Если на жизненном пути человека встречается благодать Святого Духа, то все свойства, заложенные в нем при рождении, превращаются в таланты. А если на дорогах своей жизни человек встречается со злыми, темными силами, то все свойства, заложенные в нем от рождения, превращаются в грехи.
Можно сказать, что грех – это «больной» талант. Грех – это талант минус благодать Святаго Духа, талант без любви. Любое свойство человека без любви превращается в грех. Та же правда без любви становится клеветой, по слову Василия Великого.
Философ древности Софокл сказал: «Разум человека вырастает сообразно тому, что встречается ему в пути». А русская поговорка гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Апостол Павел говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Поэтому преумножение духа любви является главной точкой опоры, главным фундаментом духа человека. «Стяжи мирный дух, и тысячи возле тебя спасутся», – так говорил преподобный Серафим Саровский.
Конечно, о духе любви много говорили и апостол Иоанн Богослов, и первоверховный апостол Павел. Я не перестаю вам это повторять, потому что это очень-очень важно: помните, в Послании к Коринфянам: «Если я имею веру и мертвых оживляю, и горы передвигаю, и имею все знания вселенной, и раздам мое имение нищим и тело мое на сожжение ради Христа, но любви не имею, то вера моя и жертва моя есть ничто»? Ничто. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор, 13, 1 – 8).
Любовь – это закон вечности. Любовь – это Господь. И Бог есть любовь.
Мы приходим в храм, чтобы восстановить благодатное состояние души, дух любви. Мы проходим по дорогам жизни, преодолеваем трудности, и иногда дух любви начинает оскудевать в наших сердцах. Потому что мы встречаемся со многими несправедливостями и говорим сами себе: «С волками жить – по-волчьи выть». Когда дух любви начинает оскудевать, мы изменяемся духовно и физически, из младенцев во Христе, которые повсюду видят благодатную часть мира, мы превращаемся во взрослых людей, говорящих: «С волками жить – по-волчьи выть». Ум современного человека часто приходит к такому состоянию, что человек говорит: «Я никому не верю». Высшее проявление ума и жизненного опыта?! Возможно, человек по-своему прав, у него есть на это основания, но представьте, как это ужасно... А с другой стороны: «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, на все надеется, все прощает. Любовь никогда не перестанет».
С точки зрения современного рационалистического мира, образ любящего человека – это образ больного человека. Любящего человека можно назвать «лохом», «умственно недоразвитым». Наступают такие времена, когда люди, живущие по заповедям, воспринимаются как больные. Но так было всегда. Помните апостола Павла: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом», а мы есть «сор мира, выметаемый из избы». Апостолы были «мусором», выметаемым из избы. Если мы становимся таким «мусором» по их примеру, то «иго наше становится благом и бремя наше становится легким».
Вы никогда не задумывались, почему любимый персонаж русских сказок назывался Иван-дурак. Что это за герой – не богатырь, не благочестивый человек, а дурак... А был ли он дураком? В чем его дурость? В доброжелательности, во всепрощении, в духе любви? В сказке «Конек-горбунок» Иван-дурак всегда бывал обманут своими братьями, которые пытались нажиться на нем и всячески подставить. Его считали дураком за то, что он всех прощал, не держал зла, не был жадным. И Господь иго его превращал во благо.
Рядом с Иваном был конек-горбунок, ангел-хранитель, который помогал ему преодолевать непреодолимые трудности. Умные братья получали десять шапок серебра, а Иван-дурак становился царем в конце сказки. Значит, надо разобраться кто на самом деле дурак: тот, кто получил серебро, или тот, кто стал царем. А ведь братья использовали всю мудрость мира: они были людьми конкретными, никому не верили. Они пытались стяжать деньги.
Сила Ивана-дурака была в том, что он всегда оставался самим собой и смотрел на весь мир в духе любви. И если вам скажут, что так жить нельзя, помните: «невозможное для человеков возможно для Бога».
Знаете, почему хорошо быть дураком с точки зрения врача-психиатра? Основной закон психиатрии говорит: «Дураки с ума не сходят». Значит, чтобы не сойти с ума – надо быть дураком. Все понимают, что плохо, когда сходишь с ума. Горе от ума… «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом»: весь человеческий ум по своей сути потребительский и не имеет нравственных высших духовных ценностей – в этом его главная проблема. «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, все остальное приложится вам».
Людям, стремящимся к Богу, невыносимо трудно нарушать Божии заповеди. Им совесть не позволяет это делать. В душе такого человека совесть будет криком Бога. А людям, живущим по мудрости мира, невыносимо трудно жить по Божиим заповедям, потому что они хотят стяжать разные материальные ценности. В конечном счете они уподобляются Евангельскому богачу, который ссыпал в житницу весь урожай и сам себе сказал: «Душа моя, ешь, веселись, пей, радуйся». А Господь говорит ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Не богатство является злом – злом является зависимость.
Любой грех – это талант без благодати Святого Духа… «По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». Если бы наши храмы были наполнены любящими людьми, то изменился бы весь мир. И грех нам, если в наших храмах оскудевает дух любви. Но мы же ученики Христовы – и просим Господа, чтобы Он преумножил наш дух любви. Поэтому главная точка опоры – это дух любви: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, все остальное приложится вам». Божие благословение да пребудет со всеми вами.
Расшифровка эфира от 20.02:
Марина Дмитриева
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.