Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (810) → Благодать перерождает всего человека

Благодать перерождает всего человека

№9 (810) / 3 марта ‘15

Уроки Православия

Бывает, что именно отходя (а то и отползая) от края погибели, человек по-настоящему решается изменить свою жизнь, самому стать другим. Оказывается, и так благодать Божия способна просвещать душу и пробуждать в ней неудовлетворенность прежней жизнью. При этом та же благодать удерживает человека от состояния безысходности, вселяет в сердце надежду на Божественное милосердие.

Потому святитель Феофан Затворник и говорит, что благодать перерождает всего человека. И что вера христианская – это не система учения. Это образ восстановления падшего грешника благодатью Духа Святого. Стоит лишь взглянуть на тех, кто шел вслед за Господом, и мы увидим, как идущий (именно идущий!) мало-помалу возрастал духом и становился великим. В качестве примера святитель приводит старца Серафима Саровского: «Вот он – простой и неученый, – пишет святитель. – А до чего дошел? Неверам многоученым заграждал уста единым словом! Вот какова была его сила! А какова была его жизнь? А нрав? Всех так переделывает благодать – всех, кто предаются ей». И отец Андрей может только подтвердить эти слова, поскольку плоды такой «переделки» от пастырей укрыться не могут.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы с вами должны говорить, что действие благодати, такое, как видение своих грехов, – это не умозрительные заключения. Это теория, которая взята из практики жизни. Действительно, можно увидеть замечательные примеры, когда человек приходит в храм совершенно разбитый, имея нехристианский образ жизни, понятий и мыслей. Но происходит чудо, когда начинается действие благодати в человеке, побуждая его интересоваться верой: он осознает свою жизнь; у него появляется сокрушение; он начинает делать попытки борьбы с греховными навыками. Они, конечно, очень болезненные, понятно, что и плоть, и привычки, и лукавый – все действует на этого человека. Но удивительно, что силы, которые получает человек, желающий спастись, действительно нечеловеческие. Сам человек этого может не осознавать, это видно только по прошествии времени. «Я бы сам этого не смог», – так говорит человек позднее. А со стороны действительно видно.

И когда он начинает искренне каяться, то, так или иначе, проходит путь преподобной Марии Египетской. Человек начинает понимать, что если не исправится, то в Царство Божие не войдет. Тогда постепенно начинается его преображение, когда ум начинает приобретать новые понятия, когда он начинает видеть себя не таким, как раньше видел: самодовольным, возвышающимся над другими людьми. Человек начинает действительно рвать греховные связи. И сначала все идет болезненно.

Но кто дает силы это сделать? Это все действие Божественной благодати. Потому что человек просит Бога: «Господи, я сам не могу, но Ты помоги мне!». Возникают иные обстоятельства, человека уже не так мучает лукавый, появляется возможность как-то оглядеться, устоять, упал – подняться. Весь этот процесс – не человеческий. Если бы Господь оставил этого человека, то он снова лежал бы в грязи и пускал пузыри (что порой и бывает, когда человек затщеславится, себе припишет действие Божественной благодати, посчитает, что сам уже силен бороться. Очень часто бывают такие уроки, когда Господь ему говорит: «Ты, считаешь, что поборол страсти? Ну, давай посмотрим, что ты без Меня из себя представляешь». И человек оступается и падает. Так лечатся наши самонадеянность и тщеславие).

Человек постепенно, сокрушаясь, учась, узнавая, начинает участвовать в таинствах, постепенно укрепляться. Если сначала он вообще грехов не видел, – пришел на Исповедь, и не знает в чем каяться, то после воцерковления и серьезной подготовки он начинает разбираться в своих грехах и каяться осознанно. Современное общество не говорит, что такое грех. Наоборот, разнообразные греховные наслаждения предлагаются как благо. И человек с этим «богатством» живет, мучается. Нужен большой труд в осознании веры, оценки своих поступков, в исправлении своей жизни. Постепенно человек учится замечать тяжкие проявления грехов, потом со временем начинает замечать легкие, потом замечает помыслы. И, конечно, без Христа, без благодати это просто невозможно. Это не интеллектуальное занятие, это не просто глаз, «заточенный» на видение каких-то происшествий. Это глубокий процесс, но без Бога он не возможен.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс