Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Шествие по пути спасения

Шествие по пути спасения

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Уроки Православия

Из жития святой Марии Египетской мы знаем, что это был путь в один конец. Уйдя в пустыню, подвижница провела там в покаянии без малого полвека и больше никогда не возвращалась в мир. Перейдя однажды через Иордан, она оставила на одном берегу все, что вело ее к погибели, а на другом берегу, движимая благодатью Божьей, начала шествие по пути спасения.

Как же она, ослепленная грехом, смогла этот путь увидеть? Что помогло ей прозреть? Или пробудиться? Ведь грешника часто сравнивают с человеком, погруженным в глубокий сон. И этого спящего необходимо разбудить, чтобы он осознал себя, чтобы увидел всю мерзость своего греха, чтобы побежал от него прочь и стал бы искать Бога. И благодать Божия способна будить грешника. Святитель Феофан Затворник говорит, что поначалу она воздействует на человеческий дух, который по природе своей есть зритель Божественного порядка и способен возвышать человека над всем чувственным, вводить его в духовную область. Но, предупреждает святитель, в греховном состоянии дух теряет свою силу и сорастворяется с душевностью, а через нее – с чувственностью, и до такой степени, что как будто бы исчезает в них. И потому для пробуждения дремлющего в человеке духа и введения его в созерцание Божественного порядка Господь подает человеку силу – Свою благодать, которая действует или непосредственно (когда, укрепляя человека, дает ему возможность разорвать сковывающие его узы), или действует опосредованно (стряхивая с него покровы и сети, дает тем самым свободу от греха).

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы видим, что в этом чудесном «торможении» как раз и проявляется забота Бога о Марии. Когда мы стремимся идти на Исповедь и нам священник предлагает или епитимью, или какой-то другой покаянный труд, мы не должны обижаться: это, наоборот, средство более внимательно на себя посмотреть, потрудиться над собой. По крайней мере, о преподобной Марии мы должны так и рассуждать с вами, что благодать – средство преображения души человека, оно без благодати не действует.

Преподобный Силуан Афонский учит: человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, не разумея воли Божией. А чтобы иметь благодать, продолжает святой Силуан, человек должен быть воздержан во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. Вот и преподобная Мария Египетская взяла у святого Зосимы перстами немного сочива и сказала: «Довольно при благодати Божией»...

Протоиерей Андрей Канев: – Не случайно с покаянием связывается пост. Мы должны понимать, что пост – это не просто не ядение каких-то продуктов, это воздержание в первую очередь чувств и сердечных движений, своих впечатлений. Эта сосредоточенность позволяет еще лучше увидеть себя.

Из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что поначалу она питалась сухими хлебами, которые принесла с собой из Иерусалима, а потом – той скудной растительной пищей, которой могла дать подвижнице пустыня. Аскеза? Разумеется, да еще какая! На пределе человеческих возможностей… Хотя мы знаем, что на таком пределе подвизается немало аскетов и вне христианства. Те же йоги, которые живут очень и очень воздержанно, в том числе в пище… Как же они довольствуются столь малым?

Протоиерей Андрей Канев: – Мы с вами должны совершенно четко разделить эти вещи. Это далеко не одно и то же. Наш пост не является самоцелью, не является неким средством включения механизмов восприятия благодати. Это определенный труд самого человека, потому что без его свободы, без его движений невозможно его самого исправить. Человек посредством поста видит лучше свои страсти и обращается в молитве и покаянии ко Христу Спасителю. К нашему Живому Господу, а не к каким-то энергиям.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс