Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Протоиерей Артемий Владимиров: Акафист, запечатленный дивным сиянием благодати

Протоиерей Артемий Владимиров: Акафист, запечатленный дивным сиянием благодати

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Духовные размышления

Давайте снова обратим взор на Великий акафист. Так именуется первый акафист, составленный в раннем Средневековье, в державе ромеев Византии по особо торжественному случаю – чудесной гибели вражеских кораблей, пришедших в Босфор и готовых уже начать штурм второго Рима – Константинополя.

Многие из просвещенных наших зрителей знают, что этот дивный город, воздвигнутый гением Константина – первого христианского императора, был посвящен, обручен Божией Матери. В стенах Константинополя, пока еще Стамбула, однако вскоре имеющего обрести свое исконное наименование, так говорят на пророчества о временах, предшествующих кончине мира, хранилось множество древних чудотворных икон Богородицы. Некоторые из них Промыслом Божиим были перенесены в Россию и руками человеческими, и непосредственно силой Божией незадолго до окончательной гибели города по проискам венецианских купцов, людей, чуждых Православию, чуждых Христу, от рук крестоносцев, которые, забыв честь и совесть, предали город уничтожению.

Мы с вами беседуем о временах более ранних, когда столица восточной части Римской империи была под покровом Божиим в награду за правоверие византийских императоров и благочестие ромеев, (так себя называли жители прекрасной Византии). Чудесным было само обстоятельство гибели вражеских кораблей, когда поднявшаяся откуда ни возьмись буря разметала их в щепки. А город вновь обрел после ночной соборной молитвы императора, Патриарха, царского синклита и простого народа спокойствие и мир.

До сих пор нам не известен автор Великого акафиста, который стал прообразом всех последующих произведений этого церковного жанра. Вы, конечно, помните, что акафистное пение, радостное, жизнеутверждающее, состоит из 12 кондаков и икосов с повторением первого икоса и кондака (так называются малые церковные молитвы), и в каждом икосе более 10 раз повторяется обращение к Царице Небесной, к избранному святому, начинающиеся по-гречески словом «херэте» или «херэ» – «радуйся» или «радуйтесь». Мы с вами не спеша следуем за молитвенными воззваниями, обращенными к Царице Небесной – Взбранной Воеводе, Победительнице в бранях, Той, Которая защищала и Покровом Своим осеняла православных греков, являя неоднократно в течение земной истории свидетельство Своего благоволения к самодержавному царству ромеев.

Давайте вспомним: первый кондак начинается словами, которые известны всякому воцерковленному христианину: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Нам уже приходилось в ходе вечерних молитв подробно размышлять над каждым словом этой всем известной песни Богородице. И, конечно, особое внимание привлекает наименование Царицы Небесной «взбранной Воеводою», «Победительницей во брани», Которая осеняет оружие православного воинства, вдыхает в сердца мужество и силу.

Продолжим чтение акафиста: «Ангел предстатель с небесе послан бысть». Какой ангел был послан изречь Богородице «Радуйся!»? Конечно, это, как свидетельствует Священное Писание, Архангел Божий Гавриил, один из семи Архангелов, всегда предстоящих Божию Престолу. «Радуйся, – возглашал Архангел,– с безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи» в самый миг Благовещения, когда Дух Святой осенил Пречистую Деву, со смирением склонившую Свою главу пред изволением Божиим. Именно тогда Архангел Гавриил – ужасавшийся, то есть изумлявшийся сам в себе величию дел Божиих, – и «стоявше зовы к ней таковая: «Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание».

Рассмотрим это первое «Радуйся!» икоса к Матери Божией «Радуйся, Еюже рaдocть возсияет!». Радостью Священное Писание, а именно Псалтирь царя и пророка Давида, именует Самого Господа Бога во плоти. Пращур Христа, обращаясь к Творцу и грядущему в мир Искупителю, говорил: «Радосте моя, избавь меня от обышедших мя». Через Деву Марию явился в мир долгожданный Спаситель – чаяние всех языков. Он отогнал от человеческого рода глубокие уныния, тоску, печаль и отчаяние, которые были уделом грешных сердец. Явив в Своем Божественном Лице свет богопознания, даровав нам мир богообщения, Спаситель всем Своим верным ученикам дарует глубокий мир и подлинную радость бытия. Этим торжеством веры и верности Христу должна быть наполнена жизнь каждого из нас, этим сиянием Божественной благодати запечатлен дивный Великий акафист, о котором мы размышляем. И, прощаясь на этот раз, я хотел бы напомнить первые слова, которые Спаситель произнес, обратившись к апостолам по Своем Воскресении: «Радуйтесь!». Эти слова услышали мироносицы, они передали их ученикам Христовым, а мы с вами, наследники Божественных обетований, будем отходить ко сну, благодаряще Господа, радуясь за то, что неводом евангельской проповеди привлечены в лоно Матери – Церкви, являющейся первым кругом рая Божия на земле.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс