Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Самый яркий, наглядный и знакомый для всех пример действия Божественной благодати – Евангельская притча о блудным сыне. Что делает в этом случае благодать? Она обличает грех, открывает заблудшему глаза на самого себя, делает человека зрячим. И вот он уже видит весь ужас своего положения и говорит: «Зачем я здесь лежу и умираю? /Наемник у Отца не рад хлебам. /Пойду к Нему. Он милосерд, я знаю, /И так скажу, припав к Его стопам: /Я согрешил пред Небом и Тобою. /И совестью, и голодом гоним, /Молю, покрой падения любовью, /И сотвори наемником Своим».
Вот так человек приходит в себя! Мог бы он это сделать, если бы не действие Божией благодати? Нет! Именно она позвала сына в отчий дом, она вселила ему надежду, дала решимость вернуться к Отцу.
Но ни в Евангелии, ни в приведенном выше стихотворении иеромонаха Романа, ни в живописных полотнах, запечатлевших эту сцену, мы не увидим такого действия благодати, когда бы несчастный вдруг захотел полетать или просто воскликнуть: «Какая благодать! Какая милость!» Нет, мы видим совсем другое. Видим, как человек, сокрушившись сердцем, приносит покаяние, признает свои ошибки и уже полон решимости повиниться в них и принять заслуженное. Так же ведет себя и благоразумный разбойник. Распятый на кресте, он переживает все то же, что и блудный сын и, покаявшись в содеянном, соглашается принять достойное по делам своим. Всего этого не могло бы произойти с ним на кресте, если бы не действие Божией благодати, в которой Господь дарует всем людям Свою Божественную силу – только бы они спаслись, только бы успели принести покаяние!
Взглянув на то, как Евангельские события отображены в иконописи или в живописи, мы можем воочию убедиться – нет в этих историях ничего о том, как их участников «пробивали» особые, острые и сладко-положительные чувства. Нет. Те, кого на самом деле осеняла Божественная благодать, переживали иное. Они переживали покаяние. И в нем не находилось места для восторга, или умиления, или наслаждения, когда хотелось бы зажмуриться, заулыбаться и промурлыкать: «Какая благодать!» Нет, при виде такого действия Божественной благодати трепет охватывает душу от осознания того, как Господь подает Свою спасительную силу, при каких обстоятельствах… И главное, кому подает? Кающимся грешникам...
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Ведь отцы, которые пишут о покаянии, нам говорят: самое главное, чтобы человек увидел свои грехи, раскаялся с надеждой на помилование и с верой в помилование.
Удивительное дело, удивительный феномен: читаем вроде бы эти вещи, но не видим! И приходит человек на Исповедь, например, и начинает не с покаяния, а с печали, с отчаяния, что вот он «пришел вот такой». А ты какой-то другой хотел прийти? Прозрачный, чистый от грехов, как слезинка? Такого не бывает. И получается тут действительно неправильный ориентир ума у человека – он должен прийти в церковь идеальным? Тогда зачем Христос в этом случае? Христос не нужен, если ты сам можешь стать идеальным.
Так вот, поскольку мы сами идеальными стать не можем, Господь посылает нам действие благодати Своей, чтобы мы увидели свои грехи. В притче о блудном сыне – когда сын раскаялся? Отец попускает ему и впасть во все тяжкие, и обнищать, и заболеть, и питаться вместе со свиньями, еще и не дают и эту пищу свиную, – и только потом открылось сыну, кто он и что он потерял. И он раскаялся и пришел к отцу, и отец – милостивый, любящий – простил его.
Это действительно замечательный пример действия благодати. Поэтому иногда перед нами стоит выбор: все-таки идти христианским путем покаяния или увлечься какими-то внешними делами (пусть даже околоцерковными, пусть даже, как нам кажется, очень полезными, очень нужными, очень привлекательными, современными, актуальными), когда мы забудем правильный ориентир, эти дела могут быть нам вредны. Внешнее делание, конечно, нужно, но без внутреннего оно не дает необходимых плодов.
Так и тут получается – смотрите: действие благодати – в видении своих грехов. Сколько замечательных цитат, когда отцы пишут, что видящий свои грехи выше того человека, который видит ангелов! Но мы, еще раз скажу с сочувствием, жители 80 – 90-х годов, имеющие где-то опыт оккультной практики, каких-то оккультных понятий, мы приходим наслаждаться, видеть ангелов и пытаться какой-то свой путь придумать… Вот это неправильно, вот это ошибочно. Это ориентир, совершенно в другую сторону показывающий.
Сколько среди нас тех, кто пришел к Православию не просто от неверия, а от веры иной? Веры в то, что духовная жизнь существует, что она вполне доступна, что ею можно не просто овладевать, но даже и использовать в личных целях, то есть подчинять ее себе… Такие искатели духовности (весьма далекой от христианства) совсем недавно прилагали немало усилий, чтобы обрести некие мистические переживания и «навык по их приобретению». Эти люди пытались узнать, как бы им «научиться быстро и технично» погружаться в нирвану или совершать путешествия в иные миры, чтобы испытать там некую духовную радость, которая, разумеется, намного выше любой радости земной.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.