Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (803) → «Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека». Христианская жизнь есть жизнь благодатная

«Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека». Христианская жизнь есть жизнь благодатная

№2 (803) / 12 января ‘15

Книжная полка

Как устроен внутренний мир человека? Что происходит с его разумом, рассудком, совестью, сердцем, волей под действием греха и влиянием благодати? Святитель Феофан Затворник в своей замечательной книге «Начертание христианского нравоучения» приоткрывает вдумчивому читателю завесу неведения и помогает взглянуть на невидимый мир души очами веры. На основе ее в свет вышел небольшой сборник «Мысли святителя Феофана Затворника о сокровенном мире человека».

«Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит, с одной стороны, тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой, тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение. Последнее составляет предмет христианского нравоучения», – так пишет святитель Феофан Затворник Вышенский в начале сочинения, выдержки из которого собраны в книге. В этом труде подробно рассматриваются все стороны нравственной жизни христианина, вставшего на путь спасения.

Святитель систематизирует нравственное учение Православной Церкви, опираясь на аскетические писания, жития святых, анализируя богослужебные песнопения, где воспеваются христианские добродетели, и прибегая к собственному благодатному духовному опыту.

По словам Преосвященного автора, «отличительное свойство христианской жизни то, что она есть жизнь благодатная. Потому к плодам ее, или к ее действиям на наше существо, относится не то одно, что может производить в нас добродетель вообще, но то особенно, что производит в нас ради взыскания нами добра и труда; посему Божественная благодать, равно и противоположная ей жизнь нехристианская, отличается не только тем, что производит грех в человеке, но и тем, что бывает с ним вследствие того, что он теряет или не принимает Божественной благодати».

Все разнообразие наших внутренних действий сводится к трем исходным началам, или силам: познающей, желающей и чувствующей. «Все же силы сии сосредоточиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: Я, которое есть слияние и нераздельное единство всех сил. Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса».

Немудрено заметить, как пишет святитель, что внутри нас есть три рода действий: мысли, представления, соображения; желания, склонности, предприятия и чувства всякого рода. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, так и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном, душевном и духовном: «Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела – этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских».

Далее святитель Феофан описывает каждую из сих девяти сил, как действуют на них грех и как влияет благодать. И начинает с тех, которые занимаются познанием вещей или указанием человеку истины: «Между сими силами на низшей степени стоит наблюдение с воображением и памятью, которыми собираются материалы; затем следует рассудок, которым сии материалы преобразуются в познания; над всеми же ними возвышается разум, который познает вещи невидимые и духовные и внутреннейшие стороны вещей, уже познанных рассудком. Второй класс качествующих в нас сил есть совокупность сил деятельных. Они тоже являются на трех степенях – соответственно силам познавательным. Выше всех стоит совесть, которая передает сознанию волю Божию, – сила высшая, отрешенная. Затем следует воля, занимающаяся устроением нашего временного быта и временных наших отношений. Ниже всех стоит способность низших пожеланий».

Сердце же пребывает в себе и вращается внутри, не исходя. Святитель отмечает, что, видимо, оно лежит глубже сил деятельных и составляет для них как бы подкладку или основу. «Однако ж в сем положении оно не то же для них, что сцена для действующих на ней лиц, а само принимает живое участие в их движениях. Они отражаются своей деятельностью в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно справедливо почитается корнем существа человеческого».

Резче всего, очевиднее и нагляднее отличие истинного христианина от человека, преданного греху, выражается в том, как поступает он с телом своим. Возьмите житие какого угодно святого и найдете, что начало его обращения к Богу или первые действия богоугождения означаются умучением, истомлением и истощанием плоти. Человек же, живущий во грехе, пространно питает и греет плоть свою и не может принять смелости отказать ей в чем-нибудь. Таков общий вид отношения к телу у того и другого. В полной картине оно таково. Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ее во вне в настоящем мире. Это первоначальное его назначение. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души. А как именно, и объясняет святитель Феофан.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс