Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святитель Николай Сербский говорит: «У кающегося открываются глаза на два пути: на тот, которым человек идет, и на тот, которым он должен идти». Когда такое открытие происходит у того, кто долгие годы не имел веры, по уши пог-ряз в грехах – и наконец дошел до Христа, то без эмоций тут не обойтись ни мужчинам, ни женщинам: любой может зарыдать и застонать, завопить, когда вдруг увидит, каким страшным путем он доселе шел от Бога к своей погибели, а возможно, губил по пути и других – и физически, и духовно.
Такое потрясение наверняка испытывали многие, но именно на той самой развилке, где эти люди обнаруживали, что пути на самом деле два, они и делали свой выбор – по какому теперь им идти дальше. И, когда выбор сделан, когда человек, пусть падая и спотыкаясь, но идет ко Хрис-ту, он не испытывает того ужаса, который пережил при своем прозрении. Он может испытывать боль, горечь от былого, он может при воспоминании о своих беззакониях сокрушаться сердцем вновь и вновь, но стонать и рыдать как в момент прозрения он не в состоянии. Зато, учит святитель Игнатий (Брянчанинов), может укорять себя, обвинять себя в греховности, воспоминая свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений. Но это уже, повторим, тихий, мало кому видимый внутренний труд, который никакими особыми душевными переживаниями раскрашивать не надо! Однако если человек не имеет правильных представлений, как и куда ему надо идти и что при этом делать, он обязательно начнет метаться в своей духовной жизни, и тогда у него могут появиться чувства – бурные, но никому не нужные.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Очень часто можно встретить Исповедь новоначальных, когда человек приходит, буквально рыдает на Исповеди, а потом и не приходит больше. Что случилось? Ведь со стороны казалось, что человек переродился… Мы же не можем отличить, будучи такими простыми грешниками, от чего он в слезах. Он плачет от того, что его только что обидел начальник или плачет от того, что он грешник. Внешне трудно понять, слезы текут, захлебывается, говорить не может… А когда человек регулярно исповедуется, внешние стороны Исповеди, наличие священника, ожидание от него реакций уходят на дальний план. Уже есть доверие, уже не потрясает то, что тебя кто-то узнает, что ты такой-сякой грешник. То есть это уже более ровный, тихий процесс.
Если сравнивать с лечением: человек узнал, что у него смертельная болезнь, это вызывает у него страшное потрясение, изменяющее его жизнь. А потом начинается лечение, и оно уже должно идти ровно, спокойно. Иначе, если человек каждый раз, придя на перевязку, будет вот так вот потрясаться, окажется в психиатрической больнице...
Наверное, человек не так устроен, чтобы постоянно переживать одни и те же чувства. Мы очень изменчивы по природе, и поэтому всегда ориентироваться на свою первую Исповедь нельзя. Мы меняемся с возрастом, мы меняемся с приобретением христианского и житейского опыта. На нас очень многое влияет, поскольку мы телесно-духовные сущес-тва и на нас может повлиять и природа, и какие-то наши жизненные обстоятельства, социальная атмосфера, в которой мы живем, работа, семейные дела. Мы как губка впитываем все, что есть вокруг. И понятно, что наше маленькое сердце, в котором полно страстей, не может рождать одинаковые чувства и поэтому ждать чувств от себя нельзя. Есть чувства, которые не подвластны лукавому и подделкам – это чувство сокрушения в грехах, чувство покаяния, поэтому за него и надо держаться. А оно ровное и спокойное.
Если мы читаем о подвижниках, которые льют слезы, то это не про нас речь идет. Это высота духовной жизни, связанная с высочайшими ступенями внутренней молитвы, нам здесь недостижимыми – как человек, который прыгает на лестничной площадке первого этажа, своими прыжками на десятый не попадет. Нам надо трезво мыслить, трезво видеть, и ничего о себе не придумывать. Надо идти тем законным путем, который есть и не смущаться того, что у нас нет разнообразия тех покаянных чувств, о которых мы можем читать или может быть придумывать себе, что они есть или должны у нас быть. Надо довольствоваться тем, что есть. То есть самым важным – видением греха и раскаянием в нем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.