Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Среди города укрытая
в лесную глухомань
И надолго позабытая.
Пришла пора, восстань!
Засвети лампаду вечную, лики к
нам обороти!
В нашу бытность сумеречную
свет надежды вороти.
Эти строки – о церкви на Михайловском кладбище Екатеринбурга. 14 октября 1842 года екатеринбургский полицмейстер утвердил в плане города место для кладбища жителей греко-российского исповедания по течению реки Исети на левой стороне. Но функционировать новый погост начал лишь с 1865 года, и лишь через 20 лет начали строить кладбищенский храм. Основным жертвователем средств на строительство стал екатеринбургский купец II гильдии Александр Алексеевич Волков. А первый вклад в размере 500 рублей сделал Федор Алексеевич Михайлов. В честь него кладбище, на котором и стоит церковь, назвали Михайловским. Так в 1886 году на самой окраине Екатеринбурга появилась однопрестольная церковь в честь Всех Святых.
Сохранилось ее первоначальное описание: «Церковь имеет в длину от восточной стороны алтаря до западной наружной стены 13 саженей, 10 аршин, ширину – 5 саженей. Имеет вид корабля». Другой источник сообщает: «Здание каменное, с таковою же колокольнею, строением окончена, крепка, устроена среди кладбищенской ограды. Престолов в ней один, во имя Всех Святых. Кроме того, иконостас в церкви устроен в два яруса, окрашен красною краскою с золочеными колонками и резьбой». В дореволюционный период Всехсвятская кладбищенская церковь вела безбедное сущес-твование. В этот период здание храма постоянно обновлялось. Так, в 1900 году был отштукатурен купол, церковь выбелена снаружи, выкрашена малахитом крыша, подготовлены стены и окрашен пол внутри храма. В конце 1903-го – начале 1904 года интерьер изменили более существенно: стены и потолок украсили живописью и орнаментом, и церковь приобрела поистине благолепный вид.
В марте 1941 года власти закрыли церковь, но вернули верующим в июле 1944 года. В послевоенные годы церковь была хорошо расписана, ей передали сохранившийся резной иконостас Свято-Троицкой церкви. Вновь прервалась церковная жизнь 25 августа 1961 года, когда решением свердловского облисполкома общину сняли с учета и объединили с общиной кафедрального собора. В советские годы церковь была сильно разграблена, алтарь осквернен. Несколько лет там находилась цветочная лавка треста похоронного обслуживания. Возрождение храма началось в 1990 году с освящения восстановленного престола в честь Всех Святых.
В храме есть два образа, к которым особо притекают прихожане. Первый – образ Спаса Нерукотворного. Когда-то прихожане заметили слезу, истекающую из правого ока Спасителя, но сейчас она высохла. Другая икона – древний образ Божией Матери «Утоли моя печали».
Протоиерей Игорь Хмелев, клирик храма Всех Святых: – Судя по тому, как она украшена ювелирными украшениями, люди очень ее почитают за те благодеяния, которые получили от Божией Матери. Перед этой иконой читаются у нас молебны с акафистами каждую субботу в два часа дня.
Чудеса происходят в нашей жизни каждый день, и мы настолько привыкли к ним, что и не замечаем небесной помощи и заступничества угодников Божиих. Есть в храме образ священномученика Антипы Пергамского, довольно редкая икона. Этот удивительный святой пострадал еще в I веке, его имя упоминается в Апокалипсисе. «Антипа, свидетель Мой верный»,– говорит о нем Гос-подь устами Иоанна Богослова. Интересно, что прибегают к этому святому при зубной боли.
Протоиерей Игорь Хмелев: – Могу рассказать из своей жизни историю. Я когда-то негодовал, что к такому великому святому с такими мелочами, как зубная боль, прибегают. Учился тогда в богословском институте, и, конечно, все мое сознание было в высших сферах, и такие земные вещи, как зубная боль, меня как-то не трогали. И как только я легкомысленно отнесся к тому, что мне сказали, как тут же у меня был приступ зубной боли. Я понял, что это какое-то наказание, начал читать акафист перед этой иконой, и меня сразу же зубная боль оставила.
Храм Всех Святых на Михайловском кладбище – удивительное по своей святости место, намоленное несколькими поколениями екатеринбуржцев. Сама форма церковного строения имеет глубокий символический смысл – продолговатая, подобная кораблю: она напоминает, что Святая Церковь, по образу Ноева ковчега, ведет нас по житейскому морю к тихому прис-танищу в Царствии Небесном.
Протоиерей Игорь Хмелев: – Главное достояние храма – это, конечно, благодать Святого Духа, которая даруется Богом через таинства, совершаемые в нем. Люди приходят в храм именно приобщиться к благодати Духа Святого, к вечной жизни, обрести единство с Богом, насколько это человеку возможно на земле. И сегодня храм Всех Святых выполняет главную миссию Церкви – преображение человека, взращивание, воспитание в нем такого внутреннего состояния, чтобы человек достоин был жить вечно, вечно был бы един с Богом. Для этого Господь и установил Церковь на земле.
История храма в честь Всех Святых на Михайловском кладбище Екатеринбурга, насчитывающая уже почти 130 лет, ее удивительные святыни – еще одно свидетельство силы слов Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Полную версию передачи вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam-hram-vseh-svyatyh-ekaterinburg
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.