Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → Протоиерей Михаил Труханов. «О христианской вере». Горячая вера, твердые знания, духовный опыт

Протоиерей Михаил Труханов. «О христианской вере». Горячая вера, твердые знания, духовный опыт

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Книжная полка

Имя протоиерея Михаила Труханова известно православным читателям благодаря его книгам: «Воспоминания: первые 40 лет моей жизни» и «Не могу не говорить о Христе». В этих книгах собраны воспоминания духовных чад и записи поучений отца Михаила, которые раскрывают богатый опыт духовника, исповедника веры.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны богословские труды протоиерея Михаила Труханова.

При жизни отец Михаил подготовил и опубликовал воспоминания о первых сорока годах своей жизни и не торопился писать и готовить к печати созданное в следующие сорок лет. Он благословил опубликовать материалы, которые не попали в первое прижизненное издание, только после своей кончины.

На основании личных документов, воспоминаний самого о. Михаила, знавших его людей и рассказов духовных чад издано жизнеописание батюшки, соответствующее периоду от его освобождения из лагерей до самой кончины. Собраны и частично изданы проповеди о. Михаила. Впервые опубликованы некоторые богословские работы, подготовленные им для печати, но не изданные при жизни, такие, как «Экскурс в литературу» и «Моисей».

Сейчас назрела необходимость в переиздании богословских работ о. Михаила. В свое время батюшка сам подготовил их к печати. Они были изданы в 1990-е годы – в мягком переплете, мелким шрифтом, на газетной бумаге. Тираж был небольшим, и его книги быстро разошлись среди верующих.

По словам издателей, московский старец протоиерей Михаил Труханов стал ярким представителем богословской мысли прошлого века. Его работы начали создаваться в самую тяжкую годину хрущевских гонений на Церковь. Однако в послевоенный период вместе с открытием Московской духовной академии стало возрождаться и систематическое богословие, которое было воспринято отцом Михаилом. Пройдя 15-летний путь лагерного арестанта и поселенца, познав силу непрестанной молитвы, Михаил Труханов по возвращении на свободу имел возможность глубоко изучить труды святых отцов, познакомиться с самой разнообразной богословской литературой – русской православной дореволюционного времени и современной ему, в том числе зарубежной. Это помогало ему в священнической деятельности, а после ухода на покой – в написании богословских трудов, опубликовать которые он смог лишь в начале 1990-х годов.

В 1993 г. протоиерей Михаил Труханов подготовил к печати две рукописи – «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста» и «Об истоках христианской веры». В этих первых публикациях были обозначены приоритеты его богословской мысли – вопрос глубокого обоснования необходимости сохранения в нерушимости и чистоте церковного Устава, особенно в той части, которая касается поста, и проблема «оправдания Церкви» на земле. Апологетический подход отца Михаила подразумевает фундаментальность доказательств, рассмотрение всего спектра вопросов, привлечение максимально широкой историографической базы. Такая постановка вопроса привлекала к тексту не только круг узких специалистов-богословов, но и давала возможность воспринимать богословскую мысль самой широкой читательской аудитории.

В книгах о. Михаила научно-богословский труд смыкается с проповедью, с беседой, способной донести сложные догматические истины до восприимчивого ума читателя, задеть и его сердце. В этом плане его труды органично входят в «старческое богословие» советского периода в целом, где простота и доступность являются одной из ярчайших особенностей. Книги протоиерея Михаила обращены как к хорошо подготовленным церковным людям, так и к неискушенным в богословских вопросах православным христианам, в том числе неофитам. К слову сказать, подобную же задачу ставил перед собой один из русских богословов-первопроходцев Нового времени святитель Тихон Задонский, которому приходилось писать для образованной, но оторвавшейся от Церкви аристократии. В «Сокровище духовном» – та же самая апологетика веры и Церкви. В основе этой апологетики – не рационалистическая система доказательств, а горячая вера, твердые знания, духовный, в том числе аскетический опыт, подвижническая церковная жизнь автора. И в XX веке, как и в веке XVIII, стояла задача вернуть современников в лоно Церкви.

Богословских трудов советского периода, похожих на труды о. Михаила по разнообразию и широте тем, фундаментальности изложения, буквально единицы. Тем важнее их церковное значение, как миссионерское, так и историографическое. Проблемы, к которым обращается отец Михаил в каждой отдельной книге (а их вышло за 7 лет, с 1993 по 2000 год, 9), были важнейшими в жизни Церкви в постсоветский период, хотя тексты и начали создаваться задолго до того, как появилась возможность их опубликовать. Церковь вступала в сложнейшее для себя время – приобщения к вере большого числа людей. Налицо был разрыв поколений: старели и уходили из жизни те, кто поддерживал церковную жизнь в военный и послевоенный период, а их дети были уже втянуты – через массовое идеологическое давление на всех уровнях – в светскую, советскую реальность, исключавшую христианство как из жизни общества, так и из частной жизни.

Именно к ним, молодым, и было обращено слово старцев, в том числе и сочинения протоиерея Михаила Труханова.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс