Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → Слезами раскаяния омыться от греха

Слезами раскаяния омыться от греха

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Уроки Православия

Исповедь и покаяние – что между ними общего и в чем их различие? Знать об этом человеку, желающему спасаться, так же важно, как важно путешественнику иметь перед собой карту местности, по которой ему предстоит идти к цели. Вот и мы на наших уроках решили подробно остановиться на этой теме, и не просто повторить, что есть Исповедь, а что покаяние, но и попытаться показать, как они связаны между собой и как мы должны в своей христианской жизни обретать покаяние и приступать к Исповеди. Напомним, отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», благодаря которому человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. И если покаяние есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в таинство, то исповедание грехов перед священником есть уже само таинство.

Однако у современных христиан и по поводу покаяния, и по поводу Исповеди встречается немало заблуждений. Кто-то считает, что на Исповеди грехи можно «сдавать» священнику, кто-то – что о грехах можно просто поговорить, кто-то и вовсе использует этот момент просто для приятной беседы о жизни многотрудной.

А что в итоге? Один от такого общения освобождается от чувства вины; другой – отгоняет от себя страх перед «наказанием» Божиим; третий исповедуется просто потому, что так принято, а четвертый – потому что надо причаститься. Но все это и к Исповеди, и к покаянию имеет слишком отдаленное отношение (если вообще имеет). Протоиерей отец Андрей Канев расскажет, как нужно жить в покаянии и с чем приходить на Исповедь.

Батюшка уже неоднократно напоминал, как необходимо внимание человеку, желающему жить в покаянии. Человек, который стремится избавиться от греха, сокрушается о своей греховности и обращается к Богу в поиске очищения души. Необходимо быть внимательным к своей душе, ко всем ее движениям, которые так часто становятся порывами (и далеко не прекрасными). За ними порой стоят вполне конкретные проявления вполне конкретной страсти – той, которая чаще остальных снова и снова роняет человека, а он все падает, падает и почему-то никак не может ей противостоять.

Почему? Так бывает и от того, что мы не умеем наблюдать за собой – внимательно и постоянно. Но когда мы начинаем это делать (и, возможно, делать так, как советовал когда-то своим современникам Иоанн Кронштадтский), когда записываем свои прегрешения в дневник, то перед нами вдруг открывается удивительная картина нашей внутренней жизни. Глядя на нее можно обнаружить, как действует в душе страсть: где она укоренена, когда проявляется, в связи с чем. Словом, такие наблюдения сообщают сведения, благодаря которым легче переходить от общих слов «борьба со страстями» к вполне конкретным проявлениям вполне определенной страсти. Лис-тает христианин такую тетрадь наблюдений и видит – вот здесь человек оказался «поражен страстью гнева», а вот здесь он эту страсть еще только копит, когда раздражается.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Человек рассказывает такую обычную для нас всех историю: на работе достают меня, достают, достают, достают, гнев копится, копится. И потом какое-то малейшее прикосновение, может, даже случайное, и случается вспышка гнева. В качестве иллюстрации подходит знакомый пример из жизни: потрясите хорошенько бутылку с газировкой и откройте, что получится? Взрыв – и пена в разные стороны. Так и с гневом, накоплением раздражения.

А почему мы допускаем это накопления греха? Оно происходит от того, что мы не реагируем на начало согрешения. Раздражение появилось, а мы не обратили на него внимание. Второй, третий, пятый, десятый случай – и гнев, как снежный ком, увеличивается и давит нас. А если мы начнем быть внимательными к себе и станем раскаиваться не только вечером, не только на Исповеди, а тотчас же, как увидели себя согрешившими, то этого накопления не будет.

Есть такой пример, который часто приводим в беседах с прихожанами: возьмем лист железа и капнем на него кислотой. Что будет? Начнет появляться ржавчина. А если не будем ее убирать, что с этим железом будет через некоторое время? Он весь заржавеет. А если мы тряпочкой эту каплю кислоты уберем, что будет? Да ничего не будет, он как был целым, так и останется, не повредится металл. Так же и с душой человека.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс