Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → Протоиерей Евгений Попиченко: Минута Божественной тишины

Протоиерей Евгений Попиченко: Минута Божественной тишины

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Церковный календарь

Преподобный Иоанн Молчальник родом из Никополя Армянского. На 18-м году жизни стал иноком, подвизался строго, многими слезами, постом и молитвою очищая свое сердце. Через 10 лет был рукоположен в епископа Колонийского, собственным примером привлек к богоугодной жизни своего брата Пергамия, дядю Феодора, знаменитых мужей при дворах императоров Зинона и Юстиниана. Наблюдая козни и озлобленность мира сего, которые не мог уврачевать, святой Иоанн оставил епископскую кафедру и, переодевшись простым монахом, пришел в обитель Преподобного Саввы близ Иерусалима, где многие годы прилежно исполнял любое послушание, которое налагал на него игумен. Преподобный Савва представил его Патриарху Илии, чтобы тот рукоположил его во пресвитеры. Когда Пат-риарх хотел его рукополагать, Иоанн исповедовал ему о себе, что он уже в епископском сане. После этого святой Иоанн затворился в келию, где многие годы провел в молитвенном безмолвии. Затем прожил 9 лет в пустыне, питаясь только дикими травами, и снова возвратился в монастырь. Отвращал верующих от оригеновой ереси, ясно прозирал в духовный мир, исцелял людей от болезней, победив себя, легко одолевал бесов. Сей Христов служитель мирно упокоился в 558 году, достигнув 104-летнего возраста.

В нашей бесконечной беготне в этом мире так порой необходима минута Божественной тишины, когда человек может побыть один на один с собой, подумать: «Зачем все это, для чего все эти движения, не лишние ли они»? Поэтому так важно и радостно бывает оказаться в тех местах, где останавливается время, а точнее, где оно другое. Эти места именуются монастырями, там собираются особые люди – призванные Богом на особый вид служения в молитве, в посте, в покаянии.

С сестричеством милосердия во имя Великомученика Пантелеимона мы совершили паломническую поездку в святый град Верхотурье, побывали в удивительных местах. Когда дошли до камня праведного Симеона, кто-то предложил: «Давайте на несколько минут затаим дыхание и остановимся». И все застыли, и возникло удивительное ощущение тишины.

Чтобы понять, почувствовать монастырь, в нем нужно быть дня три, поэтому суток не хватило, а возникло вновь ощущение, которое в свое время посетило в Оптиной, когда нас направили на послушание садить лук. Работаешь под жарким солнцем и думаешь: «Что я здесь делаю? И как это возможно? Как возможно всю жизнь посвятить вот этому простому, абсолютно нетворческому занятию?». Первый день ходил и прислушивался к себе: как бы я смог, от всего отказавшись,– раз! – и себя спеленать. А к вечеру этого первого дня на сердце пришли слова проповеди, которую услышали в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, когда батюшка говорил про то, как раньше воспитывали детей, начиная с рождения. Детей до шести месяцев спеленывали в тугие пелены, чтобы энергия, которую Господь дает человеку в самом начале, осталась внутри, и эта сила направлялась в ум и в сердце, развивая внутренний мир человека. А когда его в месяц уже одевают в распашонки и предлагают ему самовыражаться, умиляются этим – «ребенок ручками, ножками сучит», вся эта драгоценная энергия уходит вовне, развивая пустые и бессмысленные суетные движения. А потом всю жизнь его не могут спеленать, мучаясь с его самоволием и бестолковостью.

А еще всегда от общения с монашествующими ждешь духовного – телесного и душевного и в миру хватает. А вот духовного всегда ожидаешь и надеешься, что Господь даст возможность почувствовать, понять, может быть, некое зерно воспринять, и оно со временем принесет плоды.

Вспомните историю схи-игумена Мелхиседека, как ее о. Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» описывал. Монах Михаил нес послушание в столярке – делал киоты, аналои, резные иконостасы. И вот однажды, закончив большой заказ, вышел из мастерской и упал замертво. Прибежал народ, пришел о. Иоанн (Крестьянкин) и говорит: «Нет, он не умер. Давай-ка, вставай!». Тот потихоньку пришел в себя, стал просить наместника архимандрита Гавриила постричь его в схиму. Тот говорит: «Да ну, что ты ерунду говоришь, иди работай! Умереть не можешь по-нормальному». Но на следующий день сам пришел и постриг его с именем Мелхиседек. После пострига Мелхиседек абсолютно изменил свою жизнь, стал молитвенником против труженика прежнего. И вот он рассказал: «Я, когда умер, увидел себя на некоем лугу, в конце был ров, я к нему подошел, смотрю – а там все труды многих лет моей жизни, вот эти все резные изделия. И вдруг смотрю – Божия Матерь. Она говорит: «А мы ожидали от тебя другого, ты для другого был сюда призван». Потом он пришел в себя.

Вот это «другое», иное… Иноки призваны для молитвенного подвига, для сугубого стяжания благодати Божией, всегда именно за этим люди шли в монастыри. Преодолевали многокилометровые расстояния пешком, чтобы побыть в этой атмосфере, хотя бы на некоторое время пропитаться духовным. Слава Богу, что у нас с вами на Русской земле есть эта возможность...

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс