Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (796) → Митрополит Калужский и Боровский Климент: Не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Не богатство преграждает путь к Богу, а равнодушие

№43 (796) / 18 ноября ‘14

Архипастырь

В этот воскресный день в храмах читается Евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31). Христос рассказывает ее, как бы отвечая сребролюбивым фарисеям, которые посмеялись над Его утверждением, что важнее творить милостыню и проявлять снисхождение к ближним, чем формально следовать букве Закона (Лк. 16, 14).

В Евангелии неоднократно упоминается о том, что иерусалимская знать и представители римской власти насмехались и глумились над Христом. Почти все эти эпизоды относятся к последним дням Его земной жизни: глумление раздосадованного Ирода, который с нетерпением ожидал от Христа чуда (Лк. 23, 11), издевательства римских воинов во дворце Пилата, жестокие насмешки простолюдинов и иудейских старейшин у Креста: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого» (Лк. 23, 35). Так проявлялось разочарование людей в Том, цели пришествия Которого в мир они не поняли, связывая с Ним свои надежды лишь на земное процветание.

Насмешки в адрес Христа раздавались и прежде. Вспомним, как у смертного одра дочери Иаира смеялись над Его словами о воскресении умершей неверующие в бессмертие человеческой души (см.: Лк. 8, 53).

Смеются над словом Божиим и сегодня. Дегуманизация культуры, воспевание алчности, беспринципности, манипулирования людьми, культ индивидуализма и нарциссизма, отсутствие сопереживания и эмпатии – все эти опасные тенденции навязываются современному человеку и всему обществу. Трендом, как сейчас говорят, а проще сказать, основной тенденцией становится безверие и неприятие Евангельской любви к ближнему. Христос говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16, 13), а мир цинично отвечает: «Стань миллионером! Будь не Христовым, а слугой мамоны». Спаситель призывает: «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24), мир же учит: «Берите от жизни все».

В Книге Премудрости мы находим осуждение этого ложного взгляда на жизнь: «Неправо умствующие говорили сами себе: Жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается. Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью... Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным» (Прем. 2, 5–6, 11).

Такой настрой был характерен для многих современников Спасителя. Прозвучавшие из уст Христа осуждение жадности и призыв благотворить нуждающимся вызывали у них саркастическую усмешку.

Нам же особенно важно услышать ответ Христа на эти насмешки, поскольку не только свидетели Его земной жизни, но и многие живущие в XXI веке люди видят в благотворительности лишь формальность, мертвую букву закона или повод к тщеславию.

В причте о богаче и Лазаре Христос говорит о посмертной участи человека. Незлобивый Лазарь, находясь в болезни, каждый день был на краю смерти, тем самым являя бессилие человеческой природы перед последствиями Адамова грехопадения. Богач, напротив, был увлечен своим успехом, ежедневно упивался разгульной жизнью, удовлетворяя все свои похоти и страсти. Презирая бессилие, он не обращал внимания на нуждающегося человека у своих ворот.

После смерти же он чувствует на себе действие неумолимого закона воздаяния. Для него закрылся доступ к благам временной жизни, и он опаляется огнем страстей, требующих непрестанного насыщения. Еще при жизни он стяжал в своем сердце адское состояние самолюбия и гордости.

Испытывая внутренние терзания, богач желает получить облегчение извне. Он видит Лазаря, который пребывает в месте покоя ветхозаветных праведников, и просит Авраама: «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 23–24).

Богача нисколько не смущает, что это причинит Лазарю боль. Всю жизнь он использовал окружающих в своекорыстных целях, пользовался людьми, не обращая внимания на их страдания. Смерть полагает предел возможности изменять вектор нравственного развития, и теперь он уже не способен к духовному перерождению, соединяющему с Богом. Вот почему так важно именно при жизни научиться сопереживанию, милосердию, видению своей неправды и другим евангельским добродетелям.

Притча о богаче и Лазаре призывает нас спешить творить добро, использовать каждую возможность для преображения своей души, приобретения любви к ближнему. Не богатство преградило богачу путь к Богу, а равнодушие, нежелание использовать то, что дал Господь для облегчения жизни других людей.

Не оставим же в небрежении дело нашего спасения! Проявим чуткость и любовь к ближнему, снисходительность к окружающим нас людям, помня слова Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Рядом с нами всегда есть те, кто испытывают нужду в нашей любви и поддержке, в нашем участии, сострадании, прощении. Будем же милосердны к ним, как Господь милосерд к нам.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс