Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (794) → Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

№41 (794) / 3 ноября ‘14

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №40 (793)

Когда монашествующие исповедуют, они могут повести человека выше, особенно те, кто тяготеет к аскетизму, к непрестанной молитве, к чтению духовной литературы. Но на простого человека монашествующий духовник, если у него нет чувства такта и меры, может возложить груз, который простой человек не понесет. Здесь нужно иметь педагогическую чуткость. Поэтому кому еще быть духовниками, как не белому духовенству? То, что люди массово ходят в монастыри на Исповедь – это некий вызов для белого духовенства: «Братцы, а что вы так плохо занимаетесь с людьми, что они от вас сбегают в монастыри на Исповедь?».

Многие хотят построже.

Может быть. Тогда священник белый скажет: «Я человек не монашествующий, сам строго не живу, в изрядных постах и ночных молитвах помощник слабый, ночами не молюсь». Допустим. Это будет хорошо и честно. А если в другую сторону перекос? Вот, например, из жития Оптинских старцев есть интересный момент. Лев Старший Оптинский стоял с кучей, попросту говоря, баб. Так раньше называли крестьянок – «бабы пришли на богомолье». И вот стоят женщины в лаптях, в простых одежах, заплаканные лица – у каждой своя беда. И он что-то рассказывает им про духовное и про житейское. И какой-то поп на покаянии был в монастыре, митрофорный, крест с украшениями. Он говорит: «Батюшка, и охота тебе с этими бабами битый час стоять и еще о чем-то с ними разговаривать?». На что ему старец Лев говорит: «И то правда. Если бы ты ими на приходе занимался, они бы у меня здесь не были». Действительно, дело монаха – келья и молитва. А все потому, что белое духовенство в полной мере не опекает своих духовных чад. В принципе, духовничество – это дело белого духовенства.

Если батюшка молоденький, у него только бороденка прошиблась, ему 22 годика, только женился, то он еще решает кучу своих личных проблем, еще не знает, как в семье жить, то, конечно, здесь с духовничеством тяжело. Но с возрастом человек, уже имеющий какой-то навык и в службе, и в общении с людьми, может вырастать до духовника средней руки. Они нужны. Нужны везде. Не нужен такой всероссийский старец, чтоб к нему ехали и с Камчатки, и с Зеленограда, и с Сахалина, и с Прибалтики, и с Украины, и с Кавказа. Конечно, так тоже надо, но гораздо лучше, если в каждом регионе, в каждом городе, в каждой губернии был бы свой светильничек, который «горяй и светяй», к которому приходили бы свои, а там дальше еще и еще, чтоб их было много, разной величины. Как звезда от звезды разнствует во славе, есть маленькие звезды, большие, созвездия целые, – это все нужно.

Так что простой священник приходской – это вполне нормальный духовник. Не каждый будет другому равен, они все разные. Может быть, батюшка с высшим образованием, к нему подтянутся студенты, интеллигенты, может быть, батюшка с опытом военной службы. Например, дослужился до полковника, потом поменял свою жизнь, стал священником, таких очень много, и к нему потянутся люди другой категории, почувствует в нем какую-то военную жилу мужскую. Они все разные, и это очень хорошо.

И люди все разные.

Конечно. Люди будут подыскивать «под себя», по духу, по нюху, по интуиции. «О, этот мне нравится батюшка, служит долго и вычитывает все», а другой скажет: «А мне вот этот нравится, он служит быстро, но зато после службы остается и беседует с нами» – тот нашел себя там, этот нашел себя здесь, и всем хорошо.

Есть такая практика, когда человек приходит на Исповедь к одному священнику, просит у него духовного совета, потом идет к другому священнику и просит по этому же вопросу духовного совета, все складывает, делит и находит для себя самый выгодный ответ и самое выгодное благословение. Стоит ли так делать?

Порочная практика – выводить среднее арифметическое из советов трех разных священников или четырех. Вот вы священник, я прихожу к вам и говорю: «Не знаю, менять работу, не менять? Вот у этого батюшки спросил, и он говорит: «Меняй непременно!». А вы как скажете?». Хорошо, если вы в этом случае скажете: «Вам уже сказали, я не буду умножать количество советов, потому что полное смущение сейчас начнется. Если я скажу: «Ни в коем случае не менять!». И что вы будете делать дальше? Кого из нас слушать? Поступать лукаво, выбирать того, кто больше нравится?». Нужно, безусловно, далеко отбросить от себя стремление набрать кучу советов от самых разных людей, в особенности тех, кто вас не знает. Советы нужно брать от тех, кто знает вас, кто находится к вам в режиме бескорыстного сострадания.

Вот, например, богатый человек помогает семье священника выжить. И если он будет брать советы, то есть серьезное опасение, что священник побоится сказать ему всю правду, побоится быть с ним категоричным – это чисто человеческий момент, здесь нет ничего удивительного. Или какой-нибудь доктор вытащил меня с того света, делая мне операцию, то если потом я ругать его буду на Исповеди, то очень мягко, ведь я буду чувствовать себя в некоторой степени зависимым от него. Это психологически понятные вещи. Поэтому вы должны знать честно о себе: у кого вы берете совет. У того, кто любит вас и снисходителен к вам? Или тот, кто знает вас хорошо и может сказать вам правду. Так что здесь нужна честность. Вот если ее не будет, все остальное будет ошибкой.

Нужно решать свои житейские вопросы на основании совести, то есть к духовнику нужно идти не в таком виде «я не знаю, что делать». Нужно провести предварительную работу: должен быть семейный совет. Если серьезный вопрос, посоветуйся с женой, с мужем, с детьми, со старшими, с друзьями, с теми, кто любит тебя. Послушай какой-то голос со стороны. Спроси у совести своей. Помолись крепко и день-два походи в храм Божий, внимательно попытайся помолиться Богу, почитай Евангелие, может, тебе слово Божие что-то откроет. То есть приди к священнику уже подготовленным. Например, готовым сделать то, что тебе не нравится. Не хочешь, например, уезжать, а надо. Или наоборот, не хочешь оставаться, а надо остаться. Приди, доверься ему. Помолись о священнике, чтоб Бог открыл Свою святую волю через священника. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-19-avgusta-2014g

 
Духовная жизнь

Вопросы священнику

 
Читаем Ветхий Завет

Никогда не отлучаться от Бога

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс