Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (794) → О праздниках

О праздниках

№41 (794) / 3 ноября ‘14

Церковная жизнь

Какие события вспоминаются в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня?

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вспоминаются два события:

1) обретение святого Креста, на котором был распят Иисус Христос, царицей Еленой в 326 году и его почитание.

2) Возвращение святого Креста, который был в 614 году персидским шахом Хозроем похищен у цареградского императора Фоки, а потом в 628 году возвращен императору Ираклию.

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (по новому стилю) из алтаря на середину храма выносится напрестольный крест для благоговейного почитания верующими и остается там семь дней. В этот день установлен строгий пост в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа.

Как и кем был обретен Крест Господень?

Обретение Креста Господня произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Он перед сражением с врагами видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши» и одержал победу в трех войнах.

После этого у него возникло горячее желание отыскать Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Для поисков Креста император Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить.

Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец ей указали на одного старого еврея по имени Иуда (впоследствии он принял Крещение с именем Кириак, стал епископом Иерусалимским и принял мученическую смерть за Христа, память 10 ноября по н. ст.), который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на усопшего человека. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли созерцать Его. Тогда Патриарх начал высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй!», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это великое и торжественное событие произошло в 326 году.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова над местом обретения Креста Господня. Храм был освящен 13 сентября (по старому стилю) 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 3 июня (по новому стилю). И доныне при архиерейском служении в соборных храмах совершается этот древний чин Воздвижения Креста Господня.

Какие еще есть праздники, кроме двунадесятых?

Великие праздники:
Обрезание Господне (1/14 января); Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля); Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/ll сентября); славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля).

В чем духовный смысл праздника Обрезания Господня?

Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у израильского народа. В Ветхом Завете кровь считалась священной, «ибо душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14), «кровь есть душа» (Втор. 12, 23). Кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означала посвящение Богу жизни, принятой от Него как дар. У израильтян этот обряд знаменовал вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

На восьмой день после Рождества Младенец, Рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве.

По толкованию отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили еретики. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс