Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №40 (793)
Еще немного о монашеском служении. Оно многообразно: и в культурном плане, и в экономическом, и в других аспектах бытия. Это и просветительская роль монастырей: школы, письменность, летописи, библиотеки, первые наши писатели; образцовое монастырское хозяйство, больницы, странноприимничество, милостыни, помощь узникам и т.д. Мы знаем много таких примеров, как прп. Феодосий Киево-Печерский, прп. Иосиф Волоцкий, которые отрекшись от мира и вознося горячую молитву о всем мире, служили этому миру, всему человеческому роду.
На этом пока все, перейдем к вопросам.
Является ли Патриарх монахом, есть ли у него духовник?
Духовники должны быть у всех людей, включая и архиереев и самого Патриарха. У почившего Патриарха Алексия II духовником был архимандрит Кирилл (Павлов), у нынешнего, как он сам говорит, духовником является схиигумен Илий из Оптиной Пустыни. Своим духовникам Патриархи и исповедуются. Что касается монашества, то все архиереи, включая и самого Патриарха, являются монахами; Правила Православной Церкви говорят, что только из монашествующих могут быть избраны на архиерейское служение, и на Патриаршее служение. На подряснике у Патриарха параман – символ ига Христова, которое несет монашествующий, параман Патриарший об этом свидетельствует.
Может быть, вопрос некорректный, меняется ли благодать монастыря, если изначально он создавался мужским, а потом, в силу каких-то причин, становится женским? Примером могут послужить Белопесоцкий монастырь в Кашире, Никитский монастырь.
Примеры можно умножить. Например, в 1988 г. меня хотели назначить наместником монастыря в Смоленской епархии, в Вязьме. Это был мужской монастырь (XVI век), а сейчас это женский монастырь. Такие случаи нередки, и мы рассматриваем эти явления, как чисто технические: по обстоятельствам, по усмотрению Правящего архиерея, и как складывается ситуация. Принципиального значения это не имеет.
В репортаже по телевидению показали московского иеромонаха, который по воскресеньям служит Литургию в храме, а в будние дни работает в банке. Нормальное ли это явление? Было ли такое раньше?
Нет, это явление все-таки апостасийное, т.е. является отступлением. Как-то отчасти можно оправдать, скажем, настоятелей православных храмов на Западе с их малосильными приходами, где они, чтобы как-то обеспечить себя, вынуждены работать на гражданских должностях; может быть, среди них есть и монашествующие. Но, в принципе, это уже некое раздвоение. Может быть, в отдельных случаях, в этом есть смысл для интересов Церкви, чтобы отстаивать ее интересы. Это, как исключение. Все-таки такие вещи сомнительны, в идеале они недопустимы. Как-то мы были в храме сщмч. Антипы. Причащался там снявшийся в фильме Лунгина «Царь» известный священник Иван Охлобыстин. Прошла большая волна критики после показа этого фильма, где И. Охлобыстин сыграл роль царского шута. Под влиянием этой критики Охлобыстин обратился к Патриарху с прошением временно запретить его в служении, пока он не определится со своим поприщем: священнослужение или кинематограф. Вообще производит он странное впечатление, имел возможность видеть его в пономарке: внешний вид, манера поведения диссонируют с традиционным обликом священника. Существует прямой канон, запрещающий артистам быть священниками.
Расскажите о главном духовном делании.
Любовь – венец всему. Все остальное – орудия, средства для того, чтобы достичь этого совершенства, только внешнего исполнения недостаточно. Если нет духовных плодов, это значит, что что-то неправильно в духовном устроении; если чисто внешнее исполнение не приводит к духовному росту – стяжанию любви, это значит, что что-то нужно корректировать, менять. Это очевидно.
Поясните, что значит достигнуть спасения, ухватившись за края мантии духовника-священника.
Это язык образов. Конечно, здесь можно размышлять и фантазировать, за эти крылья можно уцепиться, образно, так можно представить. Конечно, духовник нас отмаливает, за нас поручается. Образно можно это представить в таком виде – он перелетает, а мантия, как крылья, и мы ухватываемся за нее. Вполне законно можно представить такой образ, он вполне вписывается в представление о духовном попечении, заботе духовного руководителя о своих пасомых.
Можно ли сегодня спастись в монастыре?
Можно суммировать наши общие впечатления от паломничеств, разных контактов и имеющейся информации. Что у нас на слуху, какие монастыри? На Украине, допустим, Почаев, где я был одно время послушником, Святогорский монастырь. Мои личные впечатления, их я описываю в своих воспоминаниях. Они вполне положительные, например, о пребывании в Святогорском монастыре Донецкой обл., где видно, что ведется серьезная работа, много молодежи, строго поставлено богослужение, т.е. во всем основательный подход. Образцовым женским монастырем считается Пюхтицкий монастырь; конечно, есть свои сложности, какие-то минусы, но, тем не менее, внешне все благопристойно. О Дивеевском монастыре есть пророчества, что он до скончания века будет стоять. В моих личных впечатлениях о крупных монастырях, таких, как Святогорский, Почаевская Лавра, Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра много светлого, есть и какие-то темные пятнышки, как и везде, нет ничего на свете идеального. Трудно судить.
Читаешь, другие подвижники сами говорят: «Что бы ты ни делал, какие бы плоды не приносил, какой бы аскезой не занимался, монахом ты никогда не станешь, если не будет постоянного откровения помыслов, если не будет тесного общения со старцем, никакой пост ничего не даст».
Помню, учась в семинарии еще в советские годы, благочинный, ныне митр. Марк (Петровцы) еще тогда говорил: «Какие сейчас монастыри? Это большие приходы». Монастырь – это наличие старца-духовника, откровение помыслов во главу угла в духовной жизни, а у нас много всяких попечений житейских, экономических. Стройка, реставрация, обилие людей, и в целом расслабление монашеской жизни.
Расскажите о подвизании в ските.
Скит – более чем монастырь. Это уединенное место, более отдаленное от мира, с малочисленной братией. Вспомним XVI век, знаменитые споры иосифлян и нестяжателей. Иосифляне говорили, что большие монастыри с имениями, с хозяйством – это все для служения Отечеству, служения ближним. А Нил Сорский говорил, что ничего этого не надо, это все тормозит духовное совершенствование; нужно жить уединенно, отдаленно от мира, без всяких стяжаний, имений; всецело посвящать себя на служение молитве. В истории часто противопоставлялись эти позиции двух подвижников, хотя они скорее взаимодополняют друг друга. В органичном сочетании нужно то и другое, и каждый определяется, что больше ему подходит: скитское житие, скитский устав Нила Сорского или позиция Иосифа Волоцкого, тоже оправдавшая себя: его монастырь процветал. То и другое необходимо для Церкви, для Отечества. Можно и в богатом монастыре жить нестяжательно и личный подвиг совершать, рассматривая все это богатство, как средство, орудие для служения ближним, а можно попасть в какую-то материальную зависимость, живя в скиту. В жизни все бывает не по схеме.
Возможно ли пострижение в монашество на смертном одре?
Такая традиция была преимущественно у знати, князей, но не только. Примеры есть, традиция есть, это неплохо. Разве плохо было бы, если бы наши родители на смертном одре приняли монашество? Конечно же, нет, так часто и делают. Мать о. Амвросия, мать еп. Иеронима стали монахинями в последний момент своей жизни. По техническим причинам бывают иногда сложности это сделать, но в идеале так должно быть; это благочестивый обычай, такое трепетное отношение к монашеству в совершении акта очищения, богоугодного акта покаяния; это можно только приветствовать. Спаси Христос!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.