Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
80 лет жизни монахини Иулиании (Соколовой) прошло в трагическое время, когда рушились устои былой России, особенно же – строй церковной жизни. В это самое время, именно благодаря трудам матушки, происходит возрождение иконописания в Русской Церкви. Мать Иулиания оказала сильнейшее влияние не только на иконописцев, но и на весь ход развития церковной культуры и духовного возрождения, начавшегося в России после гонений XX века, направив их в святоотеческое русло. О жизненном пути и высоком служении матушки рассказывает книга «Иконописец монахиня Иулиания».
В книге-альбоме представлены значительные события в судьбе монахини Иулиании, ее духовное и творческое становление, труды на ниве церковной – она всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой верой являла пример того, каким должен быть иконописец. Родилась матушка Иулиания в Москве, в семье священника Николая Александровича Соколова, в Крещении была названа Марией. С ранних лет девочка любила читать Священное Писание, жития святых, любила церковные богослужения. Уже с четырехлетнего возраста много рисовала с большим желанием.
Вскоре после смерти отца в 1912 году Мария почувствовала необходимость духовного руководства. Она нашла его в лице московского старца – святого праведного Алексия Мечева, служившего в храме Николы в Кленниках, недалеко от Кремля. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь будущей подвижницы. Впоследствии она же составила наиболее полное воспоминание о святом праведном отце Алексии. В 1917 году Мария Николаевна успешно закончила Пятую московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Феодоровны. Потом три года занималась в студиях художников И.И. Рерберга и А.П. Хотулева. С 1920 по 1929 год преподавала рисование в московской школе. Когда ей предложили прочитать лекцию на атеистическую тему, Мария Николаевна ушла из этого учреждения. И поступила в Объединение научно-технических издательств, где работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 года. Исполнение графических работ дома давало ей возможность свободно располагать своим временем.
В 1923 году отец Алексий окончил свой земной путь. Все попечение о пастве и церкви он передал своему сыну, иерею Сергию, который унаследовал от отца пламенное сердце и всей душой принял духовную семью батюшки. По благословению отца Сергия Мария Соколова стала обучаться иконописи у известного реставратора и копииста Василия Осиповича Кирикова. К этому периоду относятся ее ранние сохранившиеся иконописные работы. Именно тогда ею была написана копия с древней Владимирской иконы Богоматери. А в 1928-29 гг. появились ее многочисленные зарисовки – результат изучения древних икон и фресок в опустевших храмах и монастырях Новгорода, Пскова, на Белоозере.
Репрессии, обрушившиеся на Церковь с первых дней советской власти, в 20-30-х годах приобрели чудовищный размах. Начались преследования духовенства… Храм Николы в Кленниках вскоре был закрыт, а протоиерей Сергий отправлен в ссылку. Однако община продолжала существовать тайно. Жизнь Марии Николаевны с тех пор находилась в постоянной опасности. Но и тогда она не прекращала своих богоугодных трудов, а 30 – 40-е годы стали для нее временем накопления богатых знаний и материалов в области иконописания.
Возрастая духовно, она обратилась к отцу Сергию за благословением на монашеское пострижение. Но духовный наставник благословил ее жить в миру «для Бога и в Нем с людьми, выполняя в меру все положенное каждому христианину». Лишь в 1970 году Мария Николаевна приняла тайное монашеское пострижение с именем святой мученицы Иулиании, память которой празднуется 30 августа вместе с прп. Алипием, иконописцем Печерским. До последних дней своей жизни мать Иулиания неустанно трудилась. А 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина.
По словам отца Леонида Калинина, настоятеля храма Сщмч. Климента, Папы Римского, что в Замоскворечье, автора предисловия к книге, житие матушки Иулиании всегда оставалось для него под покровом тайны, овеянной благоуханием Троице-Сергиевой святыни, освященной ее близостью к святым. Сколько бы ни было написано о ней, тайна ее жизни во Христе будет всегда сокрыта от посторонних взглядов, останется сокровищем ее кроткого и молчаливого духа. Приоткрыть завесу тайны личного богообщения Марии Николаевны позволяют ее глубокие богословские размышления о Церкви и ее устройстве, об иконе, иконописи и иконописце. И, конечно, иконописные работы, которые частично опубликованы в книге. Эти работы экспонировались на выставке «Благословенный труд», посвященной ее творчеству, в Москве, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в 2010 г. Этому предшествовала большая работа – реставрация всех икон и выявление работ монахини Иулиании в разных храмах и частных собраниях. «Трудно представить, – пишет отец Леонид, – как много потеряла бы Церковь Христова, если бы не горела эта духовная свеча пред Престолом Божиим! От ее Божественного пламени сердца многих христиан загорелись светом истинного общения с Богом, наполнились животворящими силами и верой».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.