Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (791) → Митрополит Омский и Таврический Владимир: Ответ, пропущенный через душу и сердце

Митрополит Омский и Таврический Владимир: Ответ, пропущенный через душу и сердце

№38 (791) / 14 октября ‘14

Архипастырь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, – это человек, на котором воистину сбылись боговдохновенные слова отца и учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста. Архиепископ Царьграда и смиренный слуга Небесного Царя учит, что «первая добродетель, и даже все добродетели состоят в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего со здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас...».

«Святые были странниками и пришельцами» – говорит далее Златоуст. «…А как они были странниками? Они не заботились о здешнем и доказывали это не словами, а самыми делами. Как и каким образом? Бог сказал Аврааму: Оставь мнимое отечество и иди в землю чуждую (Быт.12, 1), – и он не остался там по любви к близким, но без сожаления оставил его, как бы землю чуждую. (…) Таков был Авраам и подобные ему; они были, говорит Апостол, странниками для целой вселенной и искали отечества. Какого? Не того ли, которое оставили? Нет; ибо что препятствовало им, если бы они хотели, возвратиться туда и быть его гражданами? Они искали отечества Небесного. Так спешили они удалиться отсюда и таким образом угождали Богу; посему и Он не стыдится называться их Богом».

Замечательным примером такой «странствующей святости» и стал святитель Иоанн. После Октябрьской революции и гражданской войны ему пришлось покинуть Родину и переселиться в Сербию, а оттуда – сначала в далекий Китай, где он и получил свою первую епископскую кафедру, затем – во Францию, из Франции – в США, где после многих лет служения Церкви он и скончался… Пожалуй, на примере жизненного пути святителя Иоанна можно было бы изучать современную ему географию – политическую, экономическую, культурную, религиозную. А можно изучать святость – подлинную, живую, явленную в не столь уж далекое от нас время, бесспорную, спасительную святость жизни. (...)

Что же почитал святитель Иоанн главным в деле спасения и в человеческой жизни вообще? Ведь этот вопрос – вопрос о самом главном и ценном – с особой остротой встает перед тем, кто потерял родину и познал горечь изгнания… Человек, лишившийся многого – быть может, даже всего – что имел на земле, не удовлетворится поверхностным, дежурным ответом на такой вопрос. И если он в конце концов найдет ответ – это будет ответ, пропущенный через душу и сердце, исходящий из самой их глубины.

Святитель Иоанн самым главным в жизни каждого человека и мира в целом считал Христову любовь и Божье добро, служение этим любви и добру всеми силами, всем своим существом.

«Каждому из нас дан талант любви, и из множества наших отдельных жизней складывается общий облик того или иного народа и всего человечества. Каждый человек ответствен прежде всего за свою жизнь. Себя, свою душу он должен возделать, как сад. Инженер, врач, земледелец, ученый, политик, общественный деятель, рабочий, кладущий кирпичи, садовник, прививающий плодовое дерево, поэт, утешающий человека, музыкант, выискивающий новую гармонию, – все это пчелы, работающие в одном огромном улье-мире; они летают по разным цветам, но сладость достижений их идет в общий дом. Мы, люди, призваны наполнить мир благоуханным садом добрых творческих мыслей и чувств, сладких для всех, а не разъедающим дымом эгоизма, ненависти и зла. В этом высшее осуществление цели жизни нас всех, – Царство Божие…». (...)

«В чем начинается наше пребывание с Господом? В желании соблюсти малейшую Его волю, исполнить каждое указание Евангелия, даже каждый намек Его заповеди. Пребывание с Господом выражается и в мире сердца, который превыше всякого мира. Он есть «мир наш» (Еф. 2,14). Пребывание с Господом есть молитвенная, чистая, Небесная радостно-благодарная смягченность правдивого и покаянного сердца. Пребывание с Господом есть живое непрестанное общение с Ним, хождение перед Ним и в Нем…». (...)

«Свободной, честной мыслью своей, верой как высшей духовной интуицией и молитвою, человек может пройти мгновенно все то расстояние, которое отделяет его от Бога. Молитва есть истинное питание духа и оживление бессмертного существа в человеке, она есть высшее просвещение человека. Кто хочет молиться Богу, тот найдет молитву, и кто найдет ее, никогда не оставит, потому что нет большего блага и счастья для человека, как говорить с Богом, – осознавать и чувствовать свое живое, личное общение с Творцом, бесконечной любовью и правдой. По Его любви и правде томится всякий человек, не угасивший до конца своего духа».

Могли ли подобного рода богоглаголивые слова Сан-Францисского Архипастыря не преклонить к нему на помощь всесильного и всемогущего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа? Разумеется, Бог Слово, не умедлив, самым убедительным образом явил то, с кем пребывает Его благодать и истина. Клеветники были обличены, судившиеся с Владыкой – посрамлены, лгавшие на него люди сами покрыли себя позором. Господь еще при жизни явил духовное торжество угодника Своего. Вскоре после этого, в 1966 году душа святителя Иоанна прямо во время молитвы была возведена Небесным Царем в вечные селения праведных! Телесно же, мощами своими (равно как и своей духовной заботой), он остается с нами – чадами единой, объединенной с 2007 года Русской Церкви, равно прославляющей и почитающей святителя как в Отчестве, так и в зарубежье! Ныне же он пришел к нам, на Омскую землю, в Сибирь, которую почти 300 лет назад окормлял единородный и тезоименитый ему другой святой Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, бывший одним из первых Сибирских архиереев. Сегодня Сан-Францисский Архипастырь пришел в край, который просвещал святитель Сильвестр Омский, многие проповеди которого едва ли не дословно перекликаются со словами Шанхайского и Сан-Францисского святого. Он пришел к нам, чтобы самим своим пришествием напомнить нам о том, как надлежит жить тем его почитателям, кто хочет после смерти пребывать там, где ныне пребывает сам величайший святой Русского Зарубежья. (...)

Будем же по мере сил подражать святителю Иоанну в этих добродетелях, неустанно следуя за Христом, как делал это он! Будем просить на этом нелегком, но благодатном пути помощи Господа нашего Иисуса Христа и молитвенного предстательства за нас святителя Иоанна Шанхайского, восклицая вместе со всей Святой Православной Церковью:
«Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим!». Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс