Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (790) → Епископ Красногорский Иринарх: Бог ждет раскаяния от всех

Епископ Красногорский Иринарх: Бог ждет раскаяния от всех

№37 (790) / 6 октября ‘14

Архипастырь

Продолжение. Начало в №№33–36 (2014)

Есть ли какие-то цифры, подтверждающие, как заключенные меняются после к прихода к ним священнослужителя?

Такой статистики не ведется ни в Федеральной службе исполнения наказаний, ни в Церкви. Но есть отдельные лица, которые – и с той, и с другой стороны – ведут статистику. Я могу так сказать: в тех учреждениях исполнения наказаний, где есть 10 – 15% верующих людей, где есть храмы и священнослужители, примерно на 10–15% сокращаются правонарушения. Эти люди научились во время наказания исполнять Евангельский нравственный закон – естественно, на свободе они тем более будут его исполнять. Хотя рецидив огромен.

А почему?

К сожалению, подход исправления через заключение в тюрьму не дает требуемого результата. Сейчас Европейский Союз поставил задачу так: переходить от системы исправления заключенного к системе сохранения его личности. Я так воспринимаю и реформу нашей уголовно-исполнительной системы. Нужно вообще на всем пространстве бывшего Советского Союза отходить от системы исправления. Есть люди, которые всегда будут совершать преступления, потому что они никогда не согласятся с гражданским обществом жить по закону; их можно, конечно, пытаться в какой-то степени исправлять. Но нам важно обратить внимание на тех людей, которые часто попадают по молодости, по легкомыслию.

Как говорится, по глупости...

Вот был, до того как ударил милиционера, нормальный гражданин, – а полиция не любит, когда бьют полицейских. Это нельзя делать, это закон запрещает. Но так произошло – и человек оказывается там. Так вот, если мы будем стремиться сохранить его личность, то он, пройдя наказание, выйдет способным возвратиться в гражданское общество. И не будет рецидивистом/

Конечно, вопрос изменения преступника и возвращения его в гражданское общество очень сложный, многогранный… Церковь здесь вносит свой потенциал, те возможности, которые пригодятся в оздоровлении и гражданского общества, и тех, кто попадает в места не столь отдаленные.

Владыка, Воронежская область на связи.

Владыка, у меня, может, вопрос не по теме. Говорите про заключение, люди сидят там виноватые, а может, и невиноватые. А я, знаете, тоже как бы в заключении, но только дома. Как пошла на пенсию, со мной что-то случилось, в душе перевернулась все. И вот я сижу дома и боюсь выходить на улицу, страх постоянный, сильный... К врачам хожу, они дают таблетки, я сплю от них. Понимаете, в душе, в душе что-то перевернулось... Помогите, пожалуйста, советом.

Если здесь нет медицинских причин, когда нужно обращаться к врачу, если это духовно-нравственные проблемы, я бы посоветовал пойти к священнику, причем к такому священнику, к которому у вас будет душа открыта. В любом случае я бы вам посоветовал бы регулярность молитвы, утреннее и вечернее правило, молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Можно молиться весь день, просить и просить у Бога помощи, и надо, конечно, вернуться к таинствам Церкви, поисповедоваться, причаститься и попросить у Бога Божественной благодати, сил, чтобы Господь дал возможность преодолеть это внутреннее состояние – оно очень страшное, от него нужно избавляться. Но, повторяю, если это действительно духовно-нравственные проблемы, Церковь это снимет; а вот если это медицинские проблемы, нужно параллельно обратиться к врачу.

Владыка, уже, наверное, последний вопрос: как Вы считаете, если бы был снят мораторий на смертную казнь, преступлений бы стало меньше?

Вопрос не из простых. Дело вот в чем. В Социальной концепции Русской Православной Церкви, которая была принята на юбилейном Соборе 2000 года, сказано, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете запрета на смертную казнь нет, то есть Церковь не накладывает запрет на смертную казнь. Даже больше: когда князь Владимир, по свидетельству его жития, хотел отменить смертную казнь преступникам, то греческие епископы его уговаривали этого не делать, они считали, что необходимо казнить преступников. А с другой стороны… Расстреляли человека или использовали другую какую-то форму пресечения его жизни, в Америке – стул электрический; а его душу за это время не изменишь... Когда ему дано пожизненное заключение, то все-таки здесь некоторая есть надежда, что преступник может измениться и раскаяться в своем преступлении: Бог ждет раскаяния от всех.

Возьмите двух разбойников, которые были распяты со Христом. Оба они были осуждены как разбойники, значит, они убивали, грабили, насиловали, жили неправедной жизнью, но один из них, благоразумный, сохранил возможность покаяния.

А второй злословил Христа. Первый же говорил, что, мол, мы-то виноваты, так что ж ты злословишь так Его? И еще говорил: помяни меня, Господи. И Господь ему сказал: «Днесь будешь со Мною в раю», этим показав, что все-таки есть возможность покаяния. Трудно сказать, что легче, что труднее для заключенного – расстрел или пожизненное заключение. В любом случае, запрета на смертную казнь Церковь никогда не налагала, но она поддерживает мораторий, поскольку он дает преступнику возможность раскаяться. (Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-s-episkopom-irinarhom

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс