Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда молодой, умный, энергичный человек уходит в монашество, многие крутят пальцем у виска и ищут скрытые мотивы поступка. По общепринятым меркам, это все равно что замуровать себя заживо. В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Кто такой монах? Это человек, цель и смысл жизни которого – служение ближнему: не угождением и потаканием, а духовной помощью в противостоянии злу, которого в мире немало. И сил для такого противостояния нужно много, не у всякого получится. Вот почему монашество называют особым, исповедническим подвигом. Без призвания идти на такое невозможно. Один из призванных Богом на это служение – известный в Екатеринбурге священник игумен Флавиан. В июле 2014 года исполнилось ровно 20 лет со времени его монашеского пострига.
Между тем отец Флавиан – вполне современный и достаточно молодой человек, знающий толк в хорошей музыке. В одном из интервью он назвал среди любимых композиторов Чайковского, Бетховена, Вагнера, Шуберта и навскидку помянул полдюжины современных музыкантов. «Как такое может быть?» – недоумевала я, собираясь на встречу с этим «странным» человеком. Оказалось, может. Более того, только так – деятельно и заинтересованно относясь к миру и лучшим его проявлениям (в музыке ли, людях, творениях ли рук человеческих) – и должен проявляться такой темпераментный, умный и деятельный человек, как отец Флавиан.
Имя Флавиан молодой екатеринбуржец Алексей Матвеев получил вместе со своей новой жизнью. Не случайно протоиерей Александр Торик, написавший серию книг («Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение»), назвал этим именем своего главного героя, ставшего символом истинно евангельского доброго пастыря. Есть, есть в России такие пастыри, и один из них живет в Екатеринбурге, служит в Крестовоздвиженском мужском монастыре.
Широкая публика узнала о нем несколько лет назад, когда в город приехал небезызвестный гастролер с дурной репутацией. Отец Флавиан, как человек молодой и, в отличие от многих, неравнодушный, лег, что называется, костьми перед киноконцертным театром «Космос». Концерт, конечно же, состоялся, но не в этом дело. Он все равно победил – несколько человек все-таки сдали билеты. Акция сработала. Неужели он не боялся, что кто-нибудь наступит, заденет, нахамит? Отец Флавиан мягко отвечает: «Это было неважно».
Что гнало его в тот зимний вечер к кинотеатру «Космос», что заставило лечь с крестом в руках на мерзлую землю под стылым уральским небом – прямо под ноги людям? Уж конечно не страсть к эпатажу. Наплевать бы на все – на несуразность нашей жизни, неразборчивость публики, жаждущей зрелищ, даже таких убогих, как тот пресловутый концерт… Ему не наплевать. Остановить хотя бы одного человека в его бездумном стремлении к суррогатности, к выхолащиванию души – вот благородная цель: «Если это повлияло хотя бы на одного человека, – говорит о. Флавиан, – даже на одного, – ради этого следовало лежать».
Ну, и что это изменило? Акция запомнилась, священник тоже. И как-то само собой пришло понимание: единственными нормальными людьми в той ненормальной ситуации были именно православные христиане – отец Флавиан, любящий и понимающий настоящую музыку, ребята с плакатами из студенческого братства. Так кто же он, отец Флавиан, усердный борец за спасение душ человеческих?
Алеша Матвеев рос способным ребенком. Смышленым вундеркиндом. В 3 года он знал буквы, в 4 уже читал – сказки, конечно. Но уже лет в 5–6 его интересовало все, что объясняет устройство и события окружающего мира. А это уже книжки научно-познавательные, – в популярном изложении, но все же.
Любознательный мальчик воспринимал мир через книги, оставаясь при этом энергичным сорванцом. Эту его неутомимость, живость и умение читать вовсю использовала воспитательница в детском садике. Она говорила детям: «А сейчас Алеша Матвеев почитает вам сказку про Финиста Ясного Сокола». И уходила в соседнюю группу к подружке. Алеша читал – и был счастлив... В подготовительную группу он не попал – поступил в школу на год раньше сверстников.
В школе было очень интересно. Особенно на тех предметах, что объясняли картину мира – истории, геометрии, физике, химии. Способности к точным наукам Алеша не проявлял, ему нравилось все, что включает в себя основы логики.
В юности он решил выбрать профессию, которая позволила бы быть максимально полезным людям. И, окончив в 1989 году среднюю школу № 3, решил спасать людей – поступил в Областной медицинский колледж. Однако призвание – вещь, которую не проигнорировать. И потому обучение в колледже он совмещал со служением в храме: летом 1991 года стал пономарем Вознесенского собора г. Екатеринбурга.
Затем трудился псаломщиком в Покровском храме села Рудянского Сухоложского района, помогал священнику Димитрию Байбакову, ныне архимандриту. В конце концов, отказавшись от неплохих перспектив на стезе Гиппократа, сделал свой окончательный выбор. Оказалось, что служение в храме, даже за такую маленькую зарплату, дает ему радость и смысл. И следуя этому смыслу Алексей шел дальше. Кто-то скажет – призвание. А кто-то – Промысл Божий.
К решению Алексея уйти от мира отец (квалифицированный рабочий на атомной электростанции) отнесся очень сдержанно. Мама (учительница музыки) выбор сына решительно не приняла. Ну действительно, 19 лет – взлет жизни, а тут рукоположение в священный сан. Она хотела даже идти к епископу с ходатайством о том, чтобы его так скоро не постригали, однако Алексей был настойчив, и в 21 год его рукоположили. А в 22 постригли в монахи. С этих пор он носит другое имя и называется иеромонахом (а носит сан игумена).
С точки зрения светского человека, рукоположение во священники – это сплошные ограничения и запреты. С точки зрения о. Флавиана – осмысленная, созидательная жизнь и горение духа. Работа священника привлекает его больше, чем работа фельдшера: «Если выбирать, что нужнее для меня, для Церкви, для общества, – говорит он, – то сомнения отпадут сами собой. Еще один фельдшер для медицины найдется с большей вероятностью, чем еще один священник для Церкви. Вы не пытайтесь узнать, что меня привело в храм. Это тайна Божия». (Окончание следует)
Елена Сульдина
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.