Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы обсудим мессианские места Книги пророка Иеремии. Их много, как и в каждой пророческой Книге. Но мы рассмотрим одно, очень важное, где пророчествуется совершенно особенным образом о Христе. Кстати, мысли о Новом Завете, о новом едином сердце у всех уверовавших во Христа впервые встречаются как раз в Книге пророка Иеремии, а это тоже пророчество о Христе. То, что людям будет дано новое сердце, буквально будет повторено цитатой в Деяниях святых апостолов.
Таких мест довольно много, подробно рассматривать их все мы не станем – главная цель наша в том, чтобы подвигнуть человека самому сесть за Библию и понять, что это не просто «сборник очень древних еврейских текстов», не имеющих к его жизни никакого отношения, а именно поверить, что это – Книга, которая дает ответы на все волнующие его вопросы. И ответы эти – единственно правильные. Надо понимать, что эта Книга – не «собрание еврейского фольклора», она больше всего, что вообще могут написать земные люди, потому что это Священное Писание. И в силу этого оно сверхисторично, но доступно человеку любого социального положения, любого уровня образованности, языка, культуры, времени, в котором он пребывает.
от о чем мы поговорим: «И будет вождь его из него самого (то есть из этого народа), и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом» – устами пророка Иеремии Господь дает обетование, что из среды именно этого народа, находящегося в Иерусалиме, произойдет некий Вождь, Владыка, Который приблизится к Богу только потому, что Сам Бог Его приблизит. И благодаря этой близости с Богом состояние народа изменится, народ приобретет особое качество, он будет народом Божиим, и Бог будет его Богом по истине, по смыслу. Быть народом Божиим не значит только носить имя своего Бога, – это значит действительно всем сердцем принадлежать Богу, действительно верить в Промысел Божий и пытаться свою жизнь выстроить так, как хочет от нас Господь. Именно желание и стремление осуществить это в реальности – качества народа Божия. Всеми этими качествами еврейский народ, увы, не обладал и потому оказался рассеян. Даже когда еврейскому народу показалось, что теперь-то он точно народ Божий, ведь он не поклоняется идолам, они совершили преступление еще более жуткое – убили как раз Вождя и Владыку, Который был послан к ним Богом.
Только Церковь, только люди, входящие в Церковь, являют в полноте народ Божий. И не потому, что они приняли некое учение или пытаются в своей жизни руководствоваться принципами или нравственными установлениями, которые они называют заповедями. Дело в том, что люди, вступающие в Церковь, через особое таинство, через особое совместное действие своей человеческой свободы и действие Бога становятся действительно Божиими людьми, потому что в самую глубину духа человеческого вселяется Бог и из человеческой глубины Он начинает побуждать его волю действовать согласно воле Божией, дает ему силу и мудрость действовать согласно воле Божией. То есть Бог, незримо присутствуя внутри человека, не подавляет его свободы, а призывает во всем содействовать тому замыслу, который Он о нем задумал. Вот это и означает быть народом Божиим.
Но в отрывке, мною прочитанном, есть еще один момент. Здесь говорится, что Вождь, Который приведет народ к Богу, так что народ станет Божиим, то есть соединится с Богом, будет Плоть от плоти этого народа, Человек во всей полноте. Он будет Плоть от плоти принадлежать к еврейскому, к израильскому народу, будет действительно во всей полноте, насколько это возможно, Человеком. Этот отрывок открывает тайну человечества Христова.
В Священном Писании много говорится, что Спаситель мира должен быть Богом – и только Богом Он и может быть. Но есть слова Священного Писания, которые подчеркивают, что Спаситель мира будет и Человеком во всей полноте. И только благодаря тому, что Он – Человек и происходит спасение человечества. В истории Церкви были люди, полагавшие, что Христос был только человеком, в которого вселилась какая-то особая сила Божия, были и полагавшие, что Христос это Бог и ничего человеческого в Нем нет и никогда не было, что Он просто принимал на Себя вид такой. Было немало крайностей, которые разрушали тайну Искупления, тайну вочеловечивания Бога, Его Воплощения.
Приведенный отрывок подчеркивает именно, что Христос был Человек. Это очень важно, во-первых, чтобы понять, что Христос Свой подвиг в рамках земной жизни совершил как Человек, именно по человечеству. Как любой человек, Он имел все немощи телесные, все немощи душевные – кроме греха. Именно в силу этого будучи, как сказано у апостола Павла, искушаемым Сам и победившим эти искушения, Он может помочь и нам, искушаемым: если бы Он не был Плоть от плоти человека, если бы не знал человеческую природу, то не смог бы нам помочь никак, ведь Он был бы чужд нам.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.