Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (779) → Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

№26 (779) / 8 июля ‘14

Духовная жизнь

Продолжение. Начало в №24–25 (2014)

Мы иногда оправдываемся, что не можем молиться вслух, потому что заняты умственной работой или потому что у нас очень суетное послушание. Однако это не может быть оправданием. Афонский старец Паисий Святогорец дал следующее наставление пришедшему к нему деловому человеку, по профессии юристу. Тот жаловался, что при своем интеллектуальном труде и огромной занятости совсем не имеет времени на молитву. Старец спросил его: «Ты по утрам умываешься, бреешься? Готовишь себе завтрак?» Тот ответил: «Да, конечно». Тогда старец спросил: «А ты можешь при этом говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»?» – и даже показал, как это можно делать. Можешь? Ну вот и говори, это и будет твоя молитва, используй для нее всякое свободное мгновение». Конечно, и мы можем найти очень много свободных минут для молитвы, если только будем стараться это делать.

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский), тоже наш современник, живший в XX веке, говорил, что для совершения словесной молитвы от человека не требуется никакой особой мудрости и знаний, нужно лишь старание, и успех последует несомненно.

Вероятно, многим из вас кажется, будто устная молитва – это слишком простое делание, которое не может принести обильный духовный плод. Однако это совсем не так. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети». Слова святителя Игнатия подтверждаются примерами многих подвижников, начинавших свой подвиг устной молитвой и впоследствии восшедших к высочайшим степеням духовного преуспеяния.

В житии преподобного Серафима Саровского есть важный момент, на который стоит обратить внимание. Перед тем, как отправиться в Саровскую Пустынь, преподобный побывал в Киеве, где побывал у подвижника по имени Досифей. Тот, будучи прозорливым, благословил его идти в Саров и дал ему такое напутствие: «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие твое. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге чрез непрестанное призывание имени Божия так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” В этом да будет все твое внимание и обучение; ходя и сидя, делая и в церкви стоя, везде, на всяком месте, входя и исходя, сие непрестанное вопияние да будет и в устах, и в сердце твоем: с ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовную и телесную, и вселится в тебя Дух Святый, источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне, во всяком благочестии и чистоте». Можно предположить, что прославленный делатель молитвы, преподобный Серафим Саровский, начинал свой духовный подвиг c гласной молитвы, и, вероятно, это делание помогло ему стяжать благодать молитвы умной и сердечной.

Преподобный Амвросий Оптинский, дабы подвигнуть ленивых и унылых к упражнению в этой молитве, передал следующий рассказ о силе имени Иисусова, произносимом гласно: «У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который, постоянно слыша произносимую хозяином молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – и сам навык ее повторять. Раз летом вылетел он в растворенное окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец, по привычке, в испуге проговорил Иисусову молитву, и тотчас ястреб отскочил от него. Так даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожающей беды». (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс