Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (778) → Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Прикосновение к подвигу и чуду

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Прикосновение к подвигу и чуду

№25 (778) / 2 июля ‘14

Архипастырь

– Русская земля просияла множеством угодников Божиих; почему именно его образ столь благоговейно почитается народной памятью? Что означает личность преподобного для истории русской святости, для православной аскетической традиции?

– Преподобный Сергий Радонежский всегда широко почитался на Руси. Его духовные подвиги становились образцом для многих поколений наших соотечественников. В своем послании всей Полноте Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх отметил: «Будучи образцом незлобия и скромности, преподобный Радонежский игумен, который не искал славы человеческой, был возвеличен самим Богом… Ему, смиренному труженику на ниве Господней, всегда избегавшему почестей и знаков власти, как светской, так и церковной, а также и его монастырю Промыслом Вседержителя было уготовано стать центром важнейших событий эпохи – событий, на века определивших судьбу нашего народа и всей нашей земли».

Преподобный сыграл огромную роль в становлении единого Русского государства: он был миротворцем в княжеских междоусобицах, от которых Русь страдала не меньше, чем от татарского владычества, он же преподал благословение Димитрию Донскому на сражение в Куликовской битве. Известный русский историк В.О. Ключевский отмечал, что при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.

– Весьма парадоксальной является глубокая укорененность почитания святого Сергия в русской культуре – книжности, изобразительном искусстве, общественной мысли. В силу каких причин монах, не увлекавшийся написанием духовных сочинений или созданием икон, оставил столь глубокий след в культуре (в том числе и светской)?

– Действительно, преподобный не оставил будущим поколениям писаний и поучений (возможно, они просто не дошли до нас). Но таким поучением стала вся его жизнь, явившаяся евангельским свидетельством миру, величие которого вдохновляло как современников Сергия Радонежского, так и его потомков. Этот Евангельский свет, исходящий от игумена земли Русской, видели в самых дальних уголках Древней Руси. Он виден и нам, живущим многие сотни лет спустя, вдохновляя и просвещая каждого, кто открывает к нему свой взор.

Не стоит забывать заслуг преподобного в основании новых монастырей, один из которых Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Также и его воспитанники и последователи разлетелись как птицы, создавая новые обители. В чем важность и нужность монастырей? Дело в том, что монастыри на Руси всегда были центрами образования и просвещения. При них создавались библиотеки, школы. Впоследствии из стен этих обителей выходили выдающиеся богословы, в них создавались шедевры мирового искусства. И сейчас при Троице-Сергиевой Лавре действует мощнейшая богословская школа – духовная семинария и академия.

– Кем является Сергий Радонежский для Русской Церкви сегодня? В чем актуальное значение подвига святого Сергия? Нет ли у Вас ощущения, что общественная и государственная деятельность преподобного в сознании наших современников несколько закрывают его образ как монаха-молитвенника и тайнозрителя?

– Для Церкви Сергий Радонежский всегда был и остается угодником Божиим. Это значит, что своей жизнью он достиг евангельского совершенства. То есть «угодил» Богу своей благочестивой жизнью. В советское время образ преподобного освещался лишь с одной стороны – как государственного деятеля, миротворца. Это, безусловно, неполноценное понимание личности святого. Он, прежде всего, подвижник, пример истинной монашеской жизни. Чем важен Сергий Радонежский для наших современников? Знаете, порой мне кажется, что мы, так же, как и наши предки, находимся под игом орды…Но только сейчас орда – навязываемые нам ложные ценности мира потребительства. А подвиги преподобного показывают нам истинный вектор – жизнь по Евангельским заповедям.

– Можно ли говорить о том, что в духовном наследии Радонежского чудотворца есть моменты, важные и насущные не только для православных христиан, но и для всех россиян (тогда и нынешний юбилей приобретает общегосударственное звучание)?

– Безусловно, Сергий Радонежский почитается православным миром за свои святые подвиги, но многие его деяния носят светский, общегосударственный характер. Благодаря дипломатическим способностям ему удалось не просто найти компромисс между князьями, но и сплотить политическую элиту того времени. Ему это удалось в тяжелое время раздробленности и открытой вражды. Преподобный понимал, что подобная ситуация не сможет избавить государство от многолетней зависимости от Золотой Орды.

Преподобный повлиял не только на формирование Русской государственности, но и формирование самого русского народа, Православие для которого стало по сути нациообразующим фактором. По мнению русского философа и богослова отца Павла Флоренского: «…в лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, – получил историческое право на самостоятельность».

Именно поэтому, юбилей Сергия Радонежского организуется не только на церковном, но и государственном уровне.

– Преподобного Сергия именуют Аввой, наставником монашества. С Вашей точки зрения, какие заветы преподобного Сергия важны и значимы для современного русского монашества и допустимо ли считать современных православных иноков в каком-то смысле учениками игумена земли Русской?

– Мне кажется, что деление монашества на монашество прошлых веков, древнее и современное, не совсем верный подход. Монашество – это состояние духа. Это аскеза, отрешенность. Эти качества жизни были основными для монаха во все времена. Может быть так, что по тем или иным обстоятельствам монах вовлечен в самую гущу событий этого мира. И при этом, руководствуясь примером преподобного, духовно он не принадлежит этому миру. Если человек монах, то не имеет значения, в какой среде и в какое время он живет.

Человек, вступивший на путь монашеского делания, не может не знать ничего о жизни и подвигах преподобного Сергия. Его жизнь, как я уже сказал, в определенном роде, сама по себе наставление. Поэтому мы и называем преподобного Аввой, что значит «отец». Ведь отец не просто поучает детей словесно, а наставляет своей жизнью. Это, в свою очередь, и есть подлинная отеческая забота.

– Можете сказать, когда произошло Ваше личное знакомство» с преподобным? Когда Вы почувствовали его «прикосновение» к Вам?

– Первый раз, наверное, когда еще был мальчиком, я прочитал рассказ, который был опубликован в одном из зарубежных журналов. В нем говорилось о том, что некий юноша, которого звали Сережа, окрыленный идеями большевизма и коммунизма, решил перестроить этот мир. Для этого он встал в ряды красноармейцев и наряду с поручениями, которые ему давались, он должен был участвовать в закрытии Лавры и вскрытии мощей. Когда вскрывали раку, Сережа задумался о том, кто же в ней лежит? Тотчас перед ними предстал образ невысокого человека средних лет, худенького с седенькой бородкой, который сказал: «Вот, здесь лежит преподобный Сергий, может быть, не такой великий, каким тебе его представляли». В одном из походов, встретившись с противостоянием, Сережа спасался бегством от преследовавших его людей. Он бросил коня и бежал через болото, в котором вскоре просто-напросто стал тонуть. В этот самый момент, как говорят, он вспомнил все свое детство, как он ходил на паломничество в Лавру, юность, когда он опрометчиво отказавшись от веры своих отцов, вскрывал раку преподобного Сергия, закрывал монастырь, и пред ним предстал образ Преподобного… «Где же ты, преподобный Сергий?», – воззвал он. И в последние минуты своего пребывания в этой земной юдоли, погрязая в болото, видит, как какой-то седой старичок, согбенный, подает ему руку и говорит: «Я тебе сейчас помогу», – и вытаскивает его оттуда. Встав на ноги, изможденный, практически побывавший на грани смерти, он просит сказать, как зовут его спасителя. Старичок ничего ему не ответил, но юноша Сережа узнал в нем знакомый ему образ преподобного Сергия.

Это рассказ сильно впечатлил меня. Старец, который силен не физически, но духовно; который способен извлечь человека не только из болота, но и из трясины житейских волнений. Вот таким запал в мою душу преподобный Сергий. Житие же его я прочитал намного позже.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс