Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (778) → Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

№25 (778) / 2 июля ‘14

Духовная жизнь

Продолжение. Начало в №24 (777)

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «(Молитва) и Илию сделала ревнителем Господа (3 Цар. 18, 36–37); через ниспосланный на жертву Небесный огонь он стал вождем (своего народа). После того, как жрецы Ваала целый день призывали идола, он, воззвавши от чистого сердца, воззвавши сердцем и устами, низвел с неба огонь».

Этому же святому, Иоанну Златоусту, принадлежат и другие, очень возвышенные, слова о гласной молитве – о том, что в ней сокровенна Божественная сила, освящающая и нас самих, и все, что нас окружает: «Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там собираются пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу, и дом наш, и призывается, и приходит Христос».

Варсонофий Великий и Иоанн в своем «Руководстве к духовной жизни» говорят: «О молитве же и псалмопении (скажу), что надобно петь не только умом, но и устами; ибо Пророк Давид говорит: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». И апостол также, показывая, что требуется участие уст, сказал: «сиречь плод устен, исповедающихся имени Его»».

Теперь мне хотелось бы привести примеры того, как относились к устной молитве подвижники, жившие совсем недавно, можно сказать, наши современники. А также пример того, как относятся к ней в современных благоустроенных обителях.

О том, как читают молитву Иисусову в греческих монастырях, нам рассказал Владыка Панкратий, настоятель Валаамского монастыря (я думаю, все вы помните его недавний визит к нам). Валаамской братии доводилось бывать в Греции и на Афоне, и они рассказывают, что греческие и святогорские монастыри напоминают как бы ульи, наполненные непрерывающимся гулом. Это все насельники непрестанно произносят вслух Иисусову молитву, каким бы делом кто ни занимался. Там никогда не встретишь брата, который шел бы молча, или группу братьев, которые весело обсуждали бы какие-то новости, смеялись. Нет, везде, куда ни пойдешь, слышно только одно – слова Иисусовой молитвы, причем произносятся они громко и внятно.

Духовник батюшки (схиигумена Авраама, духовника Ново-Тихвинского монастыря), отец Андрей (Машков), о котором все вы, конечно, прекрасно знаете, учил всех своих чад обязательно читать молитву вслух. Сестры монастыря в Александровке, которые окормлялись у о. Андрея, каждое дело сопровождали устной молитвой: и когда работали в поле, и когда выполняли какие-либо домашние дела. Даже когда к о. Андрею приходили миряне, сестры продолжали молиться вслух и нисколько не смущались их. Кстати, и мирские чада о. Андрея тоже имели навык к устной молитве и молились вслух даже дома, когда, например, стирали или готовили обед.

Однажды мы были в Александровке у отца Андрея, и нам дали послушание чистить грибы. Мы все расположились: матушка Любовь, я, другие сестры рядышком – работаем. Тут отец Андрей мимо идет и говорит нам: «Солью, солью хорошенько посыпайте». Солью он называл молитву. Сам старец, имевший, по свидетельству многих его духовных чад, сердечную молитву, очень часто молился вслух. Я встретила его однажды одиноко прогуливавшимся в уединенном месте. Казалось бы, такой преуспевший в умном делании подвижник мог бы уйти в себя и молиться сердцем, обстановка располагала, но он шел и молился вслух. И еще такой случай припоминается. Прогуливалась я как-то одна и вдруг вижу: доски забора, вдоль которого я шла, раздвигаются, выходит отец Андрей с пучком травы в руках и при этом непрестанно повторяет слова Иисусовой молитвы. Увидел меня, радостно так поприветствовал и говорит, что, мол, заболела такая-то (назвал имя женщины, духовного своего чада), вот решил травы лечебной ей нарвать. Такой он был человек – обо всех помнил, обо всех заботился и все время молился. Он и умер с именем Господа на устах.

Старец иеросхимонах Константин (Шипунов), о котором все вы, вероятно, тоже знаете (мы поминаем его во время каждого вечернего правила), также учил своих чад, в том числе и мирян, каждое дело сопровождать устной молитвой. Он, например, говорил: «Когда стираешь или полощешь – читай Иисусову молитву, а то все равно белье останется грязным». Эти примеры должны вдохновлять нас на гласную молитву. Заниматься непрестанной устной молитвой полезно каждому христианину, а монашествующему это делание вменяется в обязанность. Отец Андрей говорил, что устная молитва собирает ум. Человек слышит сам себя и не забывает о молитве, хранит память о Боге. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс