Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Евангельском повествовании есть еще одна замечательная фраза, помогающая очень хорошо представить образ жизни христианина среди людей. При описании словами пророческими жизни Иисуса Христа приводятся слова из Книги Исаии: «Он льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит». Вот такой очень яркий, глубокий и поэтический образ: то, что только тлеет, не может разгореться. Так и большинство людей – огня нет, один дым. Но Христос не угашает ни гневом Своим, ни раздражением, ни возмущением по поводу того, что Он ждет от нас огонь, а мы только коптим небо. Он ждет – может быть, разгорится. Наша душа – как курящийся лен, не горит, а тлеет, но Бог терпеливо ждет и создает условия, чтобы это разгорелось. Как в притче о бесплодной смоковнице: она не приносит плода, но садовник умоляет: «Давай еще удобрим, давай еще создадим условия, может быть, она принесет плод».
Эти условия вновь и вновь Господь создает для человека, хотя мы даем только дым вместо пламени. Но Он ждет, как любящий и добрый Отец, как внимательный, терпеливый садовник: вдруг что-то получится… Терпеливо ждет от каждого из нас огня веры, того огня, о котором Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю».
Теперь – образ надломленной трости. Человек сокрушен грехом, он сломался. Есть такое слово – «надломленный»: скорбью, горем, грехом, он в унынии, в отчаянье, в тоске. Мы, такие сильные, прибежим к нему и скажем: «Да как же ты не веришь в Бога? Да что все твои беды перед величием Царства Небесного? Да что ты переживаешь о каких-то мирских вещах! Подумаешь, близкий твой умер, он на самом деле был плохим человеком, ведь сказано: «Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов» – забудь, и вперед, за нами, в светлое Царство Небесное!». А человек не может, ему был дорог тот, кого мы так обидели, он переживает. Да, он немощен, да, у него нет горячности в вере, как у Антония Великого. Он другой по складу, – а мы требуем, сердимся, что он не горит желанием идти в Церковь, а ноет о своей боли, о своей трагедии.
Или, придя в храм, вместо того, чтобы просить Царство Небесное, человек просит, чтобы была пища, деньги, было что-то в доме, дети были образованы и здоровы, а мы сердимся: «Да как о таких пустяках ты можешь молиться? Это же все неважно. Надо же о Царстве Божием молиться, надо же Божию духовную благодать стяжать и Иисусову молитву творить!».
Человек не может – и мы сердимся на него, что он такой немощный, а надо быть сильным. Господь его не сокрушает, Он видит, что человек и так надломлен, и Он обвязывает, как сломанную, но дорогую палку склеивают. Если мы трость, на которую опирались, сломали и перевязали какой-нибудь клейкой лентой, то, конечно же, ее бережем, но опираться-то на нее уже не сможем, ведь она для этого не пригодна. Ну и что? Богу-то она и такая дорога. Авось, когда-то человек переболеет свою боль, окруженный любовью Иисуса Христа, как трость, скрепленная клеем, и срастется в нем надлом, и он вырастет в подлинную меру заложенной в него духовности. А разве не так Господь отнесся к преподобной Марии Египетской? Он везде уврачует надлом: будь то надлом горя, боли или греха. Он всячески пытается его уврачевать, не сломать окончательно человека, а склеить. Но если не получится склеить, ни один человек не сможет ни здесь, ни на Страшном Суде сказать: «Господи, почему Ты обо мне не заботился?». – вся забота, вся доступная этому человеку любовь Божия дана и явлена. Каждый из живущих знает, как Бог миловал – вместо того, чтобы наказать, возвышал вместо того, чтобы сокрушить, смирить, закрывал глаза – вместо того, чтобы наказать, как бы не замечал наших ошибок, грехов и преступлений. Он очень милостиво относился к нам.
Христос есть Образец для каждого христианина. Именно: христианин и должен, и может, поскольку сам называет себя именем Христа, стараться принуждать себя вести в этой жизни как Христос. Стало быть, видя споткнувшегося, он должен поднять или покрыть его – не кричать: «Смотрите, человек в грех впал! Смотрите, как он низко опустился!», а прикрыть, чтобы не заметили, или помочь встать, пока никто не увидел, как человек упал и сломался.
Плач о грешникахМы начинаем беседы о Книге пророка Иеремии. Он жил почти на 100 лет позже пророка Исаии, был сыном священника Хелкии. Раз сын священника, – стало быть, тоже священник. Как донесет до нас позднейшее Предание посредством Книг Маккавейских, пророк Иеремия – именно тот человек, который по повелению Бога скрыл
Окончание. Начало в №14 – 15 (2014) Сергей Леонидович Кравец, директор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». – Давайте поговорим о «Православной энциклопедии». Сама по себе энциклопедия – это работа на вечность, только великое государство может выпускать энциклопедию. – Вообще, с фундаментальными
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.