Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (766) → Его главным богатством была любовь

Его главным богатством была любовь

№13 (766) / 1 апреля ‘14

Ведущий Андрей ПечеринКнижная полка

«Он хотел жить и умереть странником. Воспоминания об иеросхимонахе Алексии»

Сегодня нам известны жизнь и творения многих древних подвижников благочестия: преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Ефрема Сирина и других святых отцов первых веков христианства. Но очень мало известно о подвигах современных подвижников Кавказских гор.

Одним из них был старец Алексий (Данилов), молитвенник наших дней, почивший 4 июня 2009 года. Старец жил строго по Евангельским заповедям, по заветам святых отцов и своей жизнью показал нам, что основой спасения всегда были и будут молитва, послушание и любовь к ближним. Мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны воспоминания об иеросхимонахе Алексии – «Он хотел жить и умереть странником».

В ней рассказывается о жизни и подвигах иеромонаха Мардария (в схиме Алексия), около 40 лет прожившего в горах Кавказа. В первой части дается жизнеописание отшельника. Во второй опубликованы воспоминания о старце тех, кто был знаком с ним в разные моменты его жизни, в частности, дается описание тех лет, которые старец провел в горах Абхазии. Это важный источник, свидетельствующий о подвигах кавказских отшельников советского времени – данная страница истории освещается крайне скудно, а ведь в горах Кавказа пустынножители появились давно: «Огромные горы, – пишет современный исследователь, – среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия, возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства. И ничто не оставляет на них следа. Абсолютное, с трудом понимаемое не испытавшими его, белое безмолвие горных вершин. И тут же покрытые густыми лесами огромные долины и ущелья без всяких признаков обитания человека, настоящие пустыни, где легко можно затеряться, уйти из мира».

В начале шестидесятых при Хрущеве наступила новая волна гонений против Церкви и верующих. Иноки и послушники, оставшиеся вне стен обителей, вставали перед выбором: либо жить в миру на нелегальном, гонимом положении, либо скрываться в удаленных местах от преследований. Наличие на Кавказе тайной монашеской жизни и опытных наставников притягивало гонимых. Так попал на Кавказ и иеромонах Мардарий. Как повествует автор, поселился подвижник «за озером Амткел, как он говорил, «в тупике». Его келья находилась на высоте около 1500 м над уровнем моря, в труднодоступном месте.

Многие знают, в горах летом хорошо, когда тепло, хотя редко кто даже летом добирался до тех мест, а уж зимой по горам и вовсе не пройдешь. Снега выпадает до пяти метров.

По словам автора, отец Мардарий очень любил свою пустыньку. «Пустыня возрождает девственность», – говорил он. В последние годы жизни старец часто вспоминал время своего пустынножительства. И очень тосковал. «Пойду, бывало, в лесочек возле кельи, – вспоминал батюшка, – дровишек поднесу, и в это время Иисусову молитву читаю и духовно наслаждаюсь. Тишина кругом. Но приходилось и по келье что-то подделать, подремонтировать. А в праздники никаких дел. В праздники я всю ночь бодрствовал. С вечера на молитву становился – все по Уставу. Книги у меня были. Вечерню и утреню совершу... В девять часов ужинаю, все по графику. Потом надо ложиться, а в час ночи вставать. Впоследствии так привык, что всегда просыпался в это время. Даже часы не нужны».

Когда о его пустынножительстве узнали люди, батюшка очень просил ничего о нем не рассказывать. «Богу это не нужно, – говорил он, – я хотел жить и умереть странником». Но получилось иначе. В последние годы жизни в пустыне батюшка полностью потерял зрение, а кругом – скалы, пропасти, и одному ему там находиться стало опасно. К тому же сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». Только тогда батюшка был вынужден дать согласие вывести его из пустыни. И всю оставшуюся жизнь, где бы ни находился, тосковал, вспоминая об этом периоде своей жизни….

Самое удивительное, пишет автор, заключается в том, что батюшка в мирском смысле был человеком малограмотным: он окончил всего лишь четыре класса, однако был премудр в Божественных вещах. Был Богом наученный. «Университет пустыни» научил его, в чем мы имеем подлинную нужду, – вечному, Небесному. Было удивительно, как старец, не располагая теми возможностями, которые дает человеческое знание, легко мог объяснить любому самые сложные вещи. Он прекрасно понимал высокие смыслы Священного Писания и творения святых отцов. Он был хотя и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. 11, 6). Батюшка боялся кого-либо осудить. Боялся нечаянно обидеть человека, переживал за каждую душy днем и ночью. Он был воистину счастливым человеком, идущим узким путем и входящим тесными вратами в жизнь вечную. И главным богатством, которым одарил его Господь, была жертвенная, не имеющая границ любовь.

Как отмечают издатели, цель этой книги – почтить смиренномудрие старца и вдохновить всех читающих живыми примерами современных нам подвижников, передать другим их опыт, что особенно важно среди всеобщей сумятицы, невежества, господствующих, к сожалению, в наши дни. Надеемся, что она станет капелькой елея как для тех, кто скорбит о батюшке, так и для тех, кто в повседневной жизни старается идти путем Христовых заповедей.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 11.45, 17.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

По удостоверению ума

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Критерий церковностиМы не знаем замысла Божия о человеке, а Бог постепенно, очень чутко и трепетно ведет каждого к тому, чтобы постепенно человек смог познать своего Бога, Творца, Создателя. Если каждый из нас оглянется на прожитые годы, если он уже обрел веру, то увидит, что еще с детства

 
Великий пост

Постная трапеза

Продолжение. Начало в №№ 9 – 12 (2014) Чечевица тушеная Состав: чечевица сухая – 1 стакан, морковь – 1 шт., соль, перец,чеснок – 1 долька, зелень. Приготовление. Чечевицу замочить в воде на 2 часа. Слить воду, залить новой водой и поставить вариться на маленький огонь. Через 15–20 мин. добавить тертую на крупной терке морковь и варить еще 15–20 мин., до готовности. За 5 мин. до конца варки посолить и поперчить чечевицу, добавить мелко

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс