Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы остановились на том, что христианин призывается свою жизнь посвятить Богу – он живет не для себя, он живет для Бога и ради Бога. И сама смерть его для Бога и ради Бога. Это значит, что и жизнь, и вся воля должны быть отданы Богу. Это значит, что все в жизни – каждое движение, каждое мгновение должны быть посвящены Ему. Так мы живем, когда влюблены: все наши мысли – о возлюбленной, все наши мечты, желания, все свободное время, все деньги мы с радостью отдаем предмету любви. И слуга, живущий в доме хозяина, каждый момент своей жизни выполняет его волю, заботится, чтобы хозяину было хорошо – это прекрасно выписано, например, в образе Савельича из «Капитанской дочки»: ему неважно, будет он жить или умрет, но он готов все отдать хозяину, которому служит всей жизнью.
И от христианина требуется, чтобы он был послушен, то есть творил волю своего Господа, ибо буквально слово «Господь» и переводится на русский язык как «хозяин». Готовность всегда быть послушным своему Богу, собственно, и есть база подлинного смирения: смирение – это не только и не столько самоуничижение, как некоторые думают (мол, надо описывать себя в каких-то плохих, низких, негативных выражениях, это-де и есть смирение).
На самом деле, не это основа смирения (хотя у святых отцов мы наблюдаем и эти проявления, но они исходили не из уничижения пред Богом, а из готовности исполнить Его волю всей жизнью, и видели, что всего их усердия для этого недостаточно; и в этом ощущении неспособности быть во всем преданным Господу, Который за нас пострадал на Кресте, и вырастало представление, кто мы есть на самом деле, как низко пали, как разрушено наше духовное, душевное естество). Попросту говоря, человек должен жить не для себя, он должен жить и служить своему Богу. Отсюда, между прочим, и выросла замечательная, так сказать, максима, которая руководила жизнью русского человека в послепетровскую эпоху, даже тогда, когда христианское сознание во многих представителях высшего света стало угасать, вера стала теряться, – но сознание, что жизнь человеку дана, чтобы служить, сохранялось в человеке очень долго (между прочим, и в европейском человеке, даже после разрушения протестантизмом фундаментальных церковных корней в европейском сознании). Понимание, что жизнь – служение не за деньги, славу, чины, а по чести, и в русском, и европейском обществе сохранялось очень долго. Это, на самом деле, последние отголоски правильной социальной позиции, корнями уходящей именно в Евангельское свидетельство, в христианскую традицию.
Из этого положения следует, что Господь есть Владыка жизни, Он ее Царь и Хозяин. Он действительно есть единственный Царь, Он объективно Хозяин каждой жизни, Господь всех, жизнь каждого человека в Его руках. Признает кто-то это или нет, но именно Таков Господь.
Христианин – человек, который осознал это. Поэтому в Крещении крещающийся говорит: «Верую Ему, как Царю и Богу», и это свидетельство не случайно: Царь – Тот, Кто управляет всем миром, Царь – Тот, Кто управляет моей жизнью (что еще важнее), я теперь слуга моего Царя и должен творить Его волю. Но и Он как Царь способен меня защитить от всех моих врагов, к Нему я обращусь, когда со мной случится беда. Он может решить все мои проблемы просто потому, что Он Царь. Он – может.
И очень важно понимать, что смерть человека тоже в руках Господа, по крайней мере, мы, христиане, совершенно точно это знаем. И всякий христианин знает: смерть не бывает случайной, то есть она не может быть глупой – бессмысленной может быть жизнь человека. За фактом смерти человека всегда стоит его Царь и его Бог – как говорится в Псалтири: «Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная». Он не может совершать бессмысленных и глупых вещей.
Поэтому мы совершенно точно знаем, что всякая смерть имеет смысл – он для нас скрыт, но для того мы и молимся, особенно в нарочно назначенные Церковью дни, называемые родительскими субботами, что мы в этот день вновь и вновь утверждаем себя в вере, что ничего бессмысленного в этой жизни нет. Свидетельство Церкви – в акте смерти, в ее обстоятельствах есть смысл, есть воля Божия. И надо увидеть за обстоятельствами тягостными, печальными, страшными премудрую, чуткую, любящую руку Творца, и тогда это примирит нас с Богом. Мы уверуем, что жизнь управляется Им.
«Отдай голодному душу твою…»Продолжим нашу беседу о посте в Книге пророка Исаии. Пророк от Лица Бога свидетельствует не просто о том, какой пост не угоден, он говорит о том, какой пост угоден Богу.«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных
В последнее воскресенье перед Великим постом вся Полнота Вселенской Православной Церкви отмечает Прощеное воскресенье. В этот день в храмах совершается ежегодный Чин прощения грехов. Екатеринбургский храм в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах был особенно
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.