Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (762) → Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Надо жалеть людей

Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Надо жалеть людей

№9 (762) / 3 марта ‘14

Беседовала Валентина ЕфремоваМедицинский городок

На вопросы отвечает врач-психотерапевт, президент Фонда эффективного народосбережения Вячеслав Владимирович Боровских.

– Мы снова с Вячеславом Владимировичем говорим о православной психотерапии.

– Сегодня с еще одной стороны попытаемся осветить это явление. Православная психотерапия – откуда и когда она взялась? У нас в России не было психотерапии как науки до революции. Это все было на уровне каких-то вещей оккультных. Но была Церковь Православная, и каждый православный знал, что с этим идти нужно в Церковь, к батюшке, надо исповедовать свои грехи, очищать свою душу, наводить в ней порядок с Божией помощью, а не самостоятельно, какими-то приемами и аутотренингами или уж, не приведи, Господи, гипнозом.

– Или кодированием.

– И все было нормально, но ХХ век основательно опустошил нас: мы получили 3, а то и 4 поколения безбожников, людей, забывших дорогу в Церковь.

– А проблемы остались, и они нарастают как снежный ком.

– Не просто остались – стало больше душевных расстройств. В XX веке мы познакомились с психотерапией, которая пришла к нам с Запада. В последние 20 лет мы видим возрождение нашей православной традиции, все больше и больше людей начинают серьезно к этому относиться и видеть в этом не только «крашеные яйца и куличи», но и стройную многовековую систему врачевания души.

– Как мы говорили: Церковь – наша лечебница духовная.

– И люди снова начинают относиться к Церкви как к больнице духовной. На стыке этого всего и возникло понятие«православная психотерапия». Кто должен этой православной психотерапией заниматься? Если психотерапия, значит – врач. Психотерапевтом может быть только врач-психиатр, то есть человек с высшим медицинским образованием, да еще и прошедший первичную специализацию и проработавший не менее 5 лет в психиатрии и наркологии.Тогда можно, по нынешним законам, получать сертификат по психотерапии. А когда психотерапевт становится православным? Давайте на этот вопрос ответим после звонка.

– У меня вопрос: как рассматривается личность в христианской антропологии.

– Вот только мы проговорили, что Православие стало интересовать людей. Мы видим, что им интересуется молодежь,ведь задает этот вопрос молодой человек, по голосу слышно.

Видите, какая интересная тема – как Православие относится к человеку как к личности? Единственная Личность самобытная, абсолютно духовная – это Бог. Но и человек в Православии – тоже личность, православная антропология не отрывает слишком человека от его Творца. Православная антропология прямо так и говорит, что человек – это образ Божий, существо, в котором сконцентрировалась вся цель и смысл мироздания, что призвание человека быть, как Бог. Сейчас мы не соответствуем своей заданности только потому, что мы падшие, – но это не безвозвратное состояние, мы призваны восстановить свое первозданное состояние, даже более того – превзойти его, обрести состояние выше, чем у Адама. Так относится Православие к человеку. Мы – образ Божий.

А когда психотерапевт становится православным? Когда человек становится православным? Когда он начинает обретать веру в Христа, воспринимает христианство как свою систему взглядов, ценностей, исповедует эту веру своей жизнью. Вот тогда он становится православным.

– Давайте послушаем звонок.

– Мне хотелось бы узнать, какова главная причина употребления наркотических средств?

– Вопрос хороший, проблема стоит того, чтобы об этом говорить как можно больше. Мы ведь все думаем, что наша молодежь – это просто разгильдяи, лентяи, которые хотят только балдеть, веселиться, дурачиться, кайф ловить и так далее. И мы к ним относимся, как к каким-то полуживотным, которым вовремя нужно закладывать корм, чтобы они не мычали, давать им образование, чтобы они в школу ходили, в секциях занимались, чем-то занимать их надо, чтобы они не безобразничали.

А на самом деле наши дети – это очень серьезное явление. Ребенок – это человеческая личность. И не какая-нибудь недоразвитая, нет-нет, в нем уже образ Божий, и этот образ стремится к своему Первообразу, к Богу, он Его ищет очень интенсивно, он ищет присутствие своего Бога, Творца, своей Причины во всем мире. Он вглядывается внимательно в глаза матери и отца, в глаза взрослых людей, во все, что происходит вокруг него.

Он ищет удовлетворения, хочет, чтобы ему было хорошо. Когда человек стремится к радости, это Богоискание – именно в общении с Богом человек получает максимум радости, наслаждение, удовлетворение, блаженство. И хочет человек или нет, он этого будет искать, особенно в детстве особенно интенсивно. Мы же видим, что наши дети ищут сладкого, веселого и смешного, чтобы им было хорошо, с самого раннего детства.Это же обычная вещь. Ребенок подходит к отцу и говорит: «Папа, мне скучно, чем заняться?». Именно поэтому наши дети все пробуют. И если мы им вовремя не скажем, что к чему, где эта радость лежит, как ею пользоваться, то они подберут какую-то гадость и примут ее за эту радость. Ребенок выбрал не то, и он от этого может погибнуть.

Что может считаться не ошибкой, а правильным? Некоторые думают: да все что угодно, но только не наркотики. А если человек решил, что счастье в деньгах? Что в жизни нужно добиваться успеха во что бы то ни стало? И при этом относиться к людям как к средству достижения этого успеха, то есть использовать окружающих? Если он решил, что будут деньги – будет все? Или решил, что «было бы здоровье», и будет печься о своем здоровье изо всех сил, чтобы максимально долго пользоваться благами этого мира? Это что, лучше? Христианство говорит, что нет, не лучше.

(Продолжение следует)


Слушайте программу «Если болит душа...» на радиоканале «Воскресение»: понедельник 17.20. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Великий пост

Постная трапеза

Картофель с грибами Дольки картофеля обжарить с луком. Когда картофель будет почти готов, густо посыпать его мукой и жарить до образования золотистой корочки. Сушеные грибы отварить, пошинковать, отвар процедить. Картофель выложить горкой на глубокое блюдо, обложить грибами и полить соусом. Для приготовления соуса 2,5 стакана грибного отвара вскипятить, влить в него тонкой струйкой

 
Молитва

Людям российским добрый пастырь

Память святителя и чудотворца Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, – 2 марта. Историческая справка: Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был священником в городе Казани в церкви во имя Святителя Николая; приняв монашество, был архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 г. хиротонисан

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс