Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Далее апостол Павел говорит, что мы не должны сообразовываться с веком сим. Что такое «век сей»? «Век сей» – весь этот мир, закон мира сего – это мирская жизнь, это «мир, лежащий во зле», как говорит об этом Иоанн Богослов, или, как он же говорит: «Все, что есть в мире, – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская». Мир, лежащий во зле, постоянно цепляющий, уловляющий нас в сеть страстей, и его законы не должны для нас ничего значить – этот мир не должен управлять нашей жизнью, мы не должны принимать его во внимание, ведь мир живет по закону страсти, по закону греха. А такой закон для христианина – не указ. Когда миру этому и человеку этому придет конец, будет явлен новый мир, где Солнцем будет Христос, – мир, где живет Правда, земля, на которой будут обитать кроткие и смиренные сердцем.
С другой стороны, «век сей» – это вообще дух времени как таковой, то есть дух временности, дух изменчивости. Самое яркое проявление духа изменчивости в последнее время – дух моды. Законы моды – законы какого-то популярного сейчас явления жизни, культивируемые, каким-то образом привлекающие внимание общества. Они вообще не должны ничего значить для христианина – это все преходяще, тленно, временно, изменчиво по природе. А христианин должен жить как вечный человек, как будто он нетленный, ведь он – сын Божий, таковым и призван быть. Конечно, такое представление о своей жизни поднимает нас на очень высокую планку представлений о самих себе, но мы видим, что именно так и относились к своей жизни святые: «Помни, что ты вечен. Помни, что ты будешь жить всегда».
Но в этом мире живет дух страха смерти, буквально парализующий человека. Смерти неизбежной, неизбывной, стоящей в человеческой жизни как знамение. Человек встречается со смертью каждый день, видит ее, слышит о ней в новостях, встречается регулярно – постоянно люди гибнут в авариях, падают самолеты, совершаются теракты, идут войны, множество смертей от разных болезней. Смерть – константа всей нашей жизни, каким-то образом расширяющая свое влияние и присутствие в мире человека. И чем весомее ее воздействие на человека, тем больше он пытается от нее спрятаться. Чтобы спастись от страха смертного, он готов думать о каких угодно страхах, переживать даже чужие страхи, что угодно придумывать – только бы не стоять перед очевидностью своей собственной смерти. Выдумки человеческого сознания погружают его как раз в изменчивость и в тленность. Но они для нас – не закон, они не должны управлять жизнью христианина, призванного жить перед лицом вечности.
И последнее. «Век сей» может быть понят и как дух именно нынешнего времени. Христианство никогда не должно сообразовываться с тем, что модно и актуально именно в этом веке, в этот период истории. Христианство, с одной стороны, всегда ново, всегда говорит в рамках вот именно этого временного промежутка то, что люди еще никогда не слышали, то, о чем люди не знали. Христианство – весть о Воскресении, весть о победе над смертью, в первую очередь над грехом.
Это известие всегда ново, всегда неординарно; в какой бы век ни сказали, что смерти нет и люди воскреснут, всегда это будет восприниматься ими как нечто новое, ведь смерть правит родом человеческим. Смерть – очевидность. И сказать людям, что смерти нет, что человек вечен и бессмертен, что люди должны жить в любви, всегда будет из ряда вон выходящей новостью. Люди никогда не привыкнут к этому, и поэтому христианство никогда не устареет.
Но, с другой стороны, христианство никогда не будет современным в смысле наполнения идеями, актуальными для нынешнего времени. Не только потому, что оно укоренено в вечности, а еще и потому, что это неразумно: стать современным сегодня – значит, оказаться несовременным завтра, и гонящийся за современностью обязательно устареет. Христианство ново, поскольку вечно, оно всегда будет ново, но именно поэтому никогда не будет современно, опережая любое время в любой временной промежуток. Хотя «в веке сем» христианство говорит на языке этого времени, оно говорит о вечных ценностях – вечной истине, вечной правде, вечной красоте. Всегда говоря на языке, понятном современному обществу, оно всегда свидетельствует о вечности.
Когда христианство перестанет свидетельствовать о вечности (если можно представить себе такое состояние, а мы знаем, что этого никогда не случится), оно, наверное, прекратит свое существование, ведь вся его задача в истории – это свидетельство о вечности силы вечно живущего в Церкви Святого Духа.
О полноте временВ прошлой беседе мы остановились на образе горы Господней, которая покроет всю землю и будет величественней всех остальных холмов и гор. Свидетельство пророка Исаии об этой горе заключается словами, что сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных
Окончание. Начало в №1 (754) На вопросы отвечает протоиерей Александр Сандырев, настоятель храма во имя Великомученика Георгия Победоносца в г. Екатеринбурге. – Батюшка, а если панихида и поминовение совершаются в один день? – В этом ничего страшного нет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.