Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (753) → «…Организовать людей во имя Христово». Священник Николай Буткин

«…Организовать людей во имя Христово». Священник Николай Буткин

№48 (753) / 23 декабря ‘13

Светлана Буткина, член Уральского церковно-исторического обществаПамять

Окончание. Начало в №47 (752)

После Октябрьского переворота 1917 года в России начались невиданные гонения на Православную Церковь. Десятки тысяч епископов и священников – расстрелянных, сгноенных в ссылках и лагерях. Одним из священников, засвидетельствовавших свою веру во Христа мученической кончиной, был протоиерей Николай Буткин.

В конце января 1918 года в Шадринске и уезде была установлена Советская власть, избраны органы управления. 20 января того же года был принят декрет о свободе совести – «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Отец Николай в своей листовке разъяснял: «Советы – пустое слово. Схоластика и страх перед Богом. Темные бродячие лица, которые появились среди крестьян, сеют страх, лихолетие».

В июне 1918 года власть в Шадринском уезде снова сменилась. Временное Сибирское правительство и адмирал Колчак установили здесь свою диктатуру, отменив все декреты Советской власти. В декабре 1918 года в Спасо-Преображенском соборе состоялось официальное открытие приходского братства, организованного о. Николаем Буткиным. Братство было названо Симеоновским в честь Симеона, Верхотурского чудотворца. В день открытия братства в его члены записалось 66 человек. Братчики активно занимались помощью пострадавшим от революционных перемен семьям (помогали независимо от того, по чьей вине – белых или красных – семья потеряла кормильца). Овощи с посаженного и общими силами взращиваемого огорода собирались и развозились братчикам и всем опекаемым семьям. Важнейшей задачей братства являлось привлечение к церкви детей – для них устраивались праздники, о.Николай проводил беседы о Христе и крестном знамении.

В январе 1919 года состоялся уездный съезд верующих, был создан Епархиальный совет.

Желая содействовать преображению человека, отец Николай продолжает выступать перед широкой общественностью: в зале Общества приказчиков им прочитана лекция «Интеллигенция перед религиозной задачей момента», отдельной книжкой вышла лекция «Достоевский о безбожии и социализме», неоднозначную реакцию слушателей вызвало выступление на тему «Лев Толстой и демократическая школа». Он организует «Вечер скорби» для сбора пожертвований в помощь оставшимся без средств семьям духовенства, с прочтением лекции «Жизненная драма духовенства».

В августе 1919 года в городе вновь установилась советская власть. Отец Николай был арестован и подвергнут ложному расстрелу. В 1920 году его вновь арестовали по обвинению в «контрреволюционном содержании проповедей» и запретили заниматься общественной деятельностью до окончания гражданской войны, лишили избирательного права. В 1923 году о. Николай был повторно осужден за «контрреволюционное содержание проповедей, поминание на богослужении Патриарха Тихона». Подробности приговора и отбытия наказания неизвестны.

20 февраля 1926 года, согласно постановлению Шадринского окружного комитета братство во имя Симеона Верхотурского Чудотворца закрыто. Причина объяснена так: «Служение его членов проявляется: а)в деле проповеди Евангелия и религиозно-нравственного просвещения совместно и под руководством приходского пастыря; б)в братской взаимопомощи и благотворительности; в)в попечении о благолепии храма и в поддержании на должной высоте церковной службы», а «согласно 3 ст. постановления Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 года о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» благотворительные, просветительные общества, … расходующие средства на религиозные цели, подлежат закрытию».

В 1926/27 году Спасо-Преображенский собор отходит сторонникам григорианского раскола, а о.Николая высылают в Уфу. К тому времени у него кроме глухоты и заболевания сердца развилась невралгия руки. Но в этот же период 1927/1929 гг. он, как выясняется, живет в Уфе не на положении больного, а является настоятелем Иверской церкви, пишет открытые письма, посвященные Андреевскому расколу, в которых говорит о необходимости «возрождения в Церкви соборности и соборной дисциплины», а также говорит о необходимости выдержки.

1 августа 1937 года о. Николай арестован как «активный участник контрреволюционной организации». А 21 ноября тройка при УНКВД Башкирской АССР вынесла приговор по «Делу уфимских церковников». В обвинительном заключении о. Николай Буткин значился «одним из руководителей контрреволюционной фашистско-монархической организации староцерковников, ведущей организационную контрреволюционную деятельность». Виновным в предъявленном обвинении он себя не признал. Приговор – расстрел – приведен в исполнение 28 ноября 1937 года. И только 4 мая 1960 года Президиумом Верховного Суда Башкирской АССР о. Николай Буткин реабилитирован...

Отец Николай писал: «На духовенство возложена особая задача – сеять в сердце народном семя Царства Божия, распространять по миру свет Учения Христова, привлекать ко Христу ищущих веры, удерживать в вере и укреплять слабых, отпадших от истины возвращать и, по крайней мере, делать все для того, чтобы все слышали Слово Божие». Этим он и занимался всю свою жизнь, и до конца дней остался верным своему пастырскому служению. Его жизнь может стать истинным примером горячей любви к Богу, образцом самоотверженного и бескорыстного служения ближним.

 
Святыни Москвы

Храм за Яузой

Окончание. Начало в №47 (752) Храм имеет статус памятника архитектуры федерального значения, правда, государство не спешит выделять средства на его восстановление. Все работы, большие и малые, приходская община делает на свои деньги и своими силами. Но чтобы разобрать семь этажей, вернуть первоначальный архитектурный облик храму, восстановить росписи

 
Читаем Ветхий Завет

Спаситель является из Иерусалима

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Пророчество о Рождестве СпасителяПродолжаем беседы о Книге пророка Исаии. Необходимо обязательно упомянуть чрезвычайно важное, одно из самых известных мессианских, пророческих мест этой Книги, где говорится об Эммануиле. Это пророчество приводится в Евангелии

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс