Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наверняка каждый из нас, внимательно рассмотрев свои вроде бы совсем безобидные планы на ближайший вечер, или на ближайший выходной, или на ближайший отпуск, сможет в качестве домашнего задания найти ответы на следующие вопросы: «Сколько наши планы, а точнее – мечты, отнимают нашего времени? Сколько идей рождается у нас в свободное от дел время, например, по пути с работы домой? Как эти идеи нас пленяют и что из этого в итоге получается?» А для наглядного пособия к нашему уроку мы выбрали пример наипростейший – стихотворение Самуила Маршака. Помните, как однажды гражданин рассеянный с улицы Бассейной побежал на перрон, «влез в отцепленный вагон, внес узлы и чемоданы, рассовал их под диваны, сел в углу перед окном и заснул спокойным сном… «Это что за полустанок?!» – закричал он спозаранок, а с платформы говорят: «Это город Ленинград»…. А ведь чтобы оказаться в отцепленном вагоне и никуда не уехать, чтобы «вместо валенок на пятки натянуть себе перчатки», чтобы все прочие недоразумения с человеком рассеянным произошли, нужны были особые причины. И одна из таких причин, рассеивающих наше внимание, – именно мечтательность. Каким же оружием стоить воевать против такого врага?
Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма Владимирской Иконы Божией Матери (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Оружие против мечтательности, как говорит нам святитель Игнатий, – молитва и покаяние. Это универсальное оружие против всякого согрешения.
К сожалению, мы не видим греха в мечтательности, почему нам святитель Игнатий и показывает весьма категорично, что это грех, а не невинное действие ума.
Что же делать? Следовать совету святителя: если осознал себя промечтавшим, то раскайся. Это, конечно, зависит от опыта. Когда человек более будет к себе внимателен, от опытного наблюдения за собой у него будет появляться правильный навык молитвы и покаяния. Так что со временем (на это нужны годы, а не 2 – 3 дня), если терпеливо жить – читать, наблюдать за собой, – человек уже не будет мечтать. Эта мечтательность уйдет, если он в течение дня будет молиться, обращать к Богу краткие молитвы покаяния.
Если бы мечтательность была невинным действием для ума, то она бы не влияла отрицательно на молитву. Молитва – очень хорошее средство проверки, правильно ли духовно человек настроен. Мы часто жалуемся: невнимательно помолился или пропустил молитвенное правило, или очень трудно себя собрать на правило, или ум отвлекался во время правила, в голову лезла мелодия, которую услышал в маршрутке.
Это результаты невнимательности. Конечно, можно сказать «это лукавый искушает человека» – в этом безусловно будет доля правды. Но большинство немощей мы сами приобретаем из-за рассеянной жизни. Следствие рассеянности – ожесточение сердца; это тоже очень важный признак, который мы должны знать. Что такое жестокость сердца при молитве? Это когда человек не чувствует покаяния, он читает слова молитвы: «согрешил делом, словом, помышлением, тем-то, тем-то, тем-то» как про другого человека. Или: «Боже, милостив будь ко мне, грешному…» – холодно, как будто ты не делал смертных грехов раньше, не падал в грехи, как будто бы ты праведник, которому не о чем вздохнуть Богу в молитве, которому не о чем в сердце плакать. Ожесточение и появляется от мечтательности или рассеянности. Представляете, какие страшные результаты?
То, чего мы желаем – молитва, внимательное изучение Писания, внимательное стояние на храмовом богослужении, – все крадет мечтательность. Мы должны попробовать бороться с ней, увидеть этого коварного врага: враги же не обязательно идут в лоб, хитрые враги обходят и сзади, и в твои ряды проникают – это более страшные враги, чем те, которые напротив в окопах сидят. Мечтательность – как раз из врагов хитрых.
Окончание. Начало в №№ 43–44 Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. Что мешает человеку неверующему преодолеть свое одиночество? Еще раз посмотрим на причины одиночества, и мы увидим, что основа его – страх. И этот страх – вещь не надуманная, а вполне реальная
Продолжение. Начало в №№ 42–44 Какие иконы кладут в центре храма на аналое? – В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.