Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (747) → Самоуверенная праведность опасна

Самоуверенная праведность опасна

№42 (747) / 4 ноября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

К Богу призываются все люди

Как же можно не плакать о человеке, который в пустыне доходит до источника воды и не хочет пить из него? Это состояние израненного от боли за неверующих сердца и есть, по мысли апостола Павла и по свидетельству святых отцов Церкви, подлинно правильное. Это состояние человека, вкусившего благодать Божию, то есть, спасающегося в Церкви, знающего Бога. В контексте слова о предопределении это означает, что плачем в сердце моем о тех, кто не может спастись, меня Бог предопределил к спасению. Если же я горжусь тем, что я предопределен, а эти грешники предназначены к погибели, и мне спокойно, мирно и хорошо, то это первейшее свидетельство, что на самом деле я чужд благодати Божией и мне только кажется, что я нахожусь в чине спасающихся, что иду к Царству Божию – Дух Святый плачет о людях заблуждающихся, стенает в сердцах Своих избранников о людях, которые гибнут.

Труды какого бы святого отца мы ни взяли, везде увидим одно и то же: плач не только о себе, плач о грешнике, плач о заблуждающемся, плач о потерянной овце. Сам Христос сошел даже до ада, чтобы спасти заблудших Своих овец. Притча о заблудшей овце в Евангелии, плач о погибающем человеке есть норма для сердца человеческого, вкусившего благодати Божией. Очень ярко и проникновенно пишет об этом Силуан Афонский. Богословское осмысление этому плачу о ближних дал его ученик схиархимандрит Софроний (Сахаров). Вообще, все поколение Афонских подвижников ХХ века, независимо от их национальности, свидетельствует однозначно именно об этом – человек, вкусивший благодати Божией, не может не страдать и молитвенно не плакать о людях, которые не могут никак уверовать, принять Бога.

Что бы ни говорило протестантское учение о предопределении, даже в совершенно логической форме, как это выражено в учении кальвинистов, оно совершенно чуждо и свидетельству Священного Писания и всему опыту Церкви с первых лет ее существования. Предопределенность человека (используя их выражение) ко спасению тем и фиксируется, что он никак не хочет смириться со своей предопределенностью, плачет о тех, кто никак не может признать Христа, и хотел бы сам быть отлученным от обещанных ему наград, чтобы хоть кого-то привести, хоть за кого-то умолить Бога.

Это не только новозаветный опыт – мы видели этот плач еще в Ветхом Завете. Когда Бог сказал: «Подожди, я уничтожу этот народ», Моисей стал умолять пощадить народ, согрешивший перед Богом сотворением золотого тельца. Он встал перед Богом и сказал ему страшные для сознания, запнувшегося на предопределении: «Если Ты решил уничтожить этот народ, то и меня вместе с ними погуби – нет мне жизни без этого народа». И своим дерзновенным ходатайством он умолил Бога о милости к народу. Вот такой опыт.

И преподобный Серафим Саровский, и все святые ХХ века, нам очень хорошо известные, оставили именно такое отношение к заблуждающемуся брату – молитва о нем. И отец Иоанн Кронштадтский, и все священномученики ХХ века, прошедшие тюрьмы и лагеря, непрестанно молились и о своих мучителях, и о тех, кто был с ними рядом. Эта молитва созидала их собственные души и не давала им впасть в отчаяние и уныние, всегда приобщала их к ощущению присутствия Бога даже в мрачных застенках или в лагерях.

И наоборот, человек, который не может молиться, а радуется погибели нечестивых, который осознает собственную спасенность и ставит себя на этом основании выше всех прочих, таким отношением свидетельствует, что никогда не знал Бога и не знал благодати Святого Духа, стало быть, сам по себе чужд наследия Божия.

Второй момент, который важен нам в молитве апостола Павла за братьев своих по плоти. Как он свидетельствует, обетования даны именно иудеям, потомкам Авраама, более того, фарисеям, сообществу праведников среди иудейского народа. Для них это сугубая радость, потому что все они ждали Мессию, очищали себя, чтобы войти в Царство Божие, готовили сердце свое к встрече с Богом, читали книги, чтобы точно знать время прихода Мессии, несколько поколений готовились к этому событию. И вот оно свершилось: Иисус – Мессия принес им радость. Он для них в первую очередь пришел, потому что они Его ждали. Но такова природа уверенной в себе праведности – она удовлетворяется тем, что сама по себе хороша. И когда приходит Мессия, они отталкивают Его, потому что Он их праведность вменяет ни во что…

Да какая разница, во что вменяет Он их праведность? Вы Его ждали как Спасителя и Бога, как Мессию, как Избавителя, или ждали только, чтобы Он отверг грешников и похвалил вас? Что для вас дороже? Ваша собственная праведность или явившийся к вам Бог? Самоуверенная праведность тем и опасна, что она очень дорожит своими делами, и это мешает ей обратиться к Богу. Поэтому Христос и говорит: «Мытари и грешники вперед вас идут в Царство Божие», потому что они радуются Мессии, считая, что ничем подобную радость не заслужили, а фарисеи не могут порадоваться – они ждут награды, сердце их не может войти в простоту отношений перед Богом. И вот об этом начало 10-й главы: надежда на свою праведность с приходом в мир Мессии совершенно упраздняется. Человек, чтобы обратиться к Богу, должен знать, что все, что ему дается, дается даром.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Мы все нуждаемся в милосердии Божием

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

На что надеяться?Манассия за все время своего правления учинил в Иудее страшные беззакония, ничего хуже представить невозможно. Он поставил не только статую Молоха, но и учинил ему жертвоприношения человеческие. Огонь перед Молохом горел день и ночь

 
Книжная полка

И в счастье, и в страдании – вместе

Ведущая Елена Бунакова

«Семья – малая Церковь. Книга для душеполезного чтения» О любви написано множество стихов и поэм. Ради нее совершались и совершаются героические поступки, люди готовы пойти в огонь и в воду, на смерть и страдания. Подчеркивая важность и необходимость любви в нашей жизни, Владимир Высоцкий пел в своей знаменитой балладе о любви: «Я люблю, а значит – я дышу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс