Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое икона?
– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников). Иконы пишутся в строгом соответствии с иконописным каноном.
Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.
Кто и когда написал самую первую икону?
– В церковном Предании говорится, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который известен под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего слугу Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Анания застал Христа окруженным плотной толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Анания хочет сделать Его портрет, Христос попросил воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Анании с повелением отнести его Авгарю. Получив плат с изображением лика Спасителя, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство.
Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Первые иконы Божией Матери церковное Предание относит к святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы принадлежат евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?
– На иконах имеются обязательные надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ Фаворского света, святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы OQN. Это греческое слово, которое в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы МР 0Y. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».
На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.
Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде низке земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20, 4-5)?
– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим. Христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и образа Божия, явленного Богочеловеком Иисусом Христом. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы. А это значит, что христианский иконописный образ не только не означает разрыва, или даже противоречия с ветхозаветным законом, а как раз наоборот – он есть прямое его осуществление и последствие. В Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Он не показывается, пребывает невидимым и подчеркивает, что, слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Во Второзаконии написано: «И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4, 12). После этого дается строгий запрет: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор. 4, 15-19). Как видно, говоря о твари, Писание запрещает ее изображать. Говоря же о Боге, оно настаивает на том, что Он пребывает невидим: ни народ, ни даже сам Моисей не видели никакого образа Божия и слышали только голос Его. Не видев образа Божия, они, естественно, не могли и изобразить Его. Да и как изобразить невидимое, бестелесное, не имеющее ни формы, ни величины, ни краски? Но уже в самой настойчивости ветхозаветных текстов, в подчеркивании того, что Израиль слышит слова, но не видит ни образа, ни подобия, усматривается сокровенное указание на будущую возможность и видеть, и изображать Бога, пришедшего во плоти.
Что же касается запрета образа твари, данного Богом Моисею, то этот запрет преследовал только одну цель: не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца. То, что ветхозаветный запрет образа является именно мерой оградительной, показывает повеление Бога Моисею устроить «по образу, показанному на горе» скинию и все, что в ней находилось, в том числе шитых и литых херувимов (см.: Исх. 25,18, 26,1,31). Это повеление делать херувимов указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный мир средствами искусства.
В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1,18). Но в Новом Завете «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13,17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14,9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.
Вся православная иконография основывается на совершившемся таинстве Боговоплощения. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.
(Продолжение следует)
О некрасивом муже Одна женщина стеснялась, что у нее муж некрасивый и скрывала его от людей. А когда выезжала с ним куда-нибудь, укладывала его на заднее сидение, чтобы его никто не видел. Так они и ездили некоторое время...Как-то поехала она в магазин купить продукты. Берет свои покупки и собирается уходить, а продавец говорит ей: «Можете еще взять для своего мужа
Окончание. Начало в № 40 (745) – Я с удовольствием погрузился в молодежную атмосферу строительства: ездил на разъезды, вместе с ними работал, хотя был всего лишь журналистом маленькой районной газеты. Таскал мешки с цементом, забивали вместе костыли, для того чтобы мы могли поговорить, открыть душу по вечерам в палатках
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.